Вокруг света 1965-03, страница 81

Вокруг света 1965-03, страница 81

ДАЛЕКАЯ II БЛИЗКАЯ

Ш

СРЕДИ КНИГ

С незапамятных времен дымы жарких пожаров застилают в сухие сезоны огромные пространства Африки. Беззащитен зеленый мир перед огненным вихрем, и лишь немногие растения бросают вызов безжалостному врагу. Среди них лофира, или маланга, как называется это дерево на языке народа фульбе. Спасаясь от испепеляющего зноя и пожаров, лофира ушла в землю. Обгорают чуть приподнятые над почвой ветки, но дерево остается жить. И едва стихнет пожар, выбрасывает оно над гарью к голубому небу связки глянцевитых нежно-зеленых листьев. Мужественна и терпелива лофира, сотни ее корней, сплетенных под землей, исподволь накапливают силы: через три-четыре года целые рощи с золотистыми кронами вырастают на месте пепелищ...

«Листья лофиры» — такое сим

волическое название дал писатель и географ И. Забелин своей книге о далекой и близкой нам Африке. Марокко, Гвинея, Сенегал, Мали — вот страны, в которых мы побываем вместе с автором.

Читатели «Вокруг света» уже знакомы с некоторыми этапами путешествия И. Забелина. В журнале печатались главы из книги.

Часы африканских джунглей отстали от часов Европы чуть ли не на несколько столетий, говорит автору гвинейский поэт и писатель Сангару Тумани, нужно уплотнить время, нужно, чтобы «африканские часы» убыстрили свой ход...

В книге и рассказывается о том, как молодая Африка преодолевает экономическую и культурную отсталость, борется со всякого рода колониальным «на

следством». Ряду африканских стран Советский Союз предоставил долгосрочные кредиты, которые стимулируют экономический прогресс. Советские специалисты трудятся рядом с африканцами, бескорыстно передают им опыт и знания.

Весной 1960 года в независимом Марокко впервые открылись перед автором книги зеленые поля африканцев, похожие на наши украинские. Ощущение «родства, близости этой земли с той, по которой всю жизнь ходишь ты и ходили твои бесконечные предки», раздумья о судьбах африканских народов, искреннее желание советского человека видеть Черный континент свободным и счастливым придают масштабность и глубину тому, что увидел писатель в Африке.

Заслуга писателя-путешественника в наши дни определяется не просто числом городов и стран, в которых он побывал, а теми незримыми нитями доверия, понимания, которые удалось ему протянуть между своим и другими народами.

Достоинство новой книги И. Забелина как раз и состоит в том, что она служит высоким целям сближения народов.

Альберт ПИН

Пропавши© землетрясение

Если взглянуть на карту землетрясений южного полушария, то можно увидеть, что их эпицентры кольцом располагаются вокруг Антарктиды, однако на самом материке, несмотря на непрерывную работу нескольких сейсмических станций, не обнаружено ни одного подземного удара.

Перед исследователями встала очередная загадка природы: Антарктида — единственный материк, лишенный землетрясений. Почему? Ведь горную цепь Кордильер, имеющую свое продолжение в Антарктиде, в пределах Южной Америки сотрясают сильнейшие подземные толчки (вспомним катастрофу в Чили). Однако при подходе к шестому конти

ненту полоса землетрясений обрывается... Правда, геологи обнаружили на окраинах Антарктиды следы недавних активных движений земной коры, да и изломанный рельеф подледных антарктических гор мог возникнуть только в результате тектонических движений, обязательно сопровождающихся землетрясениями.

Советский ученый профессор Б. А. Магницкий высказал предположение, что ледяной панцирь Антарктиды служит своеобразной шубой для глубин Земли, аккумулирующей земное тепло. Поэтому температура под Антарктидой должка быть выше, чем под другими континентами. Избыток тепла делает горные породы более пластичными, а следовательно, и уменьшает напряжение в них. Возникающие напряжения успевают «рассосаться» прежде, чем происходит разрыв глубинных слоев, то есть землетрясение.

Остановитесь,

пески!

Есем известно, что пески любят путешествовать. Ветер, гуляющий по пустыне, переносит барханы с места на место, разрушает одни песчаные гривы, создает другие. Трудно растениям бороться с этими движущимися волнами.

А что, если заставить пески... остановиться?

Американские ученые провели ряд интересных опытов. Район пустыни опрыскивают нефтяной эмульсией с примесью каучука. Почва, покрытая тонкой химической пленкой, оказывается «связанной по рукам и ногам». Пленка сохраняется более года — более года молодым посадкам не грозят путешествующие пески. А когда пленка износится, саженцы уже настолько вырастут и окрепнут, что не будут нуждаться в защите.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Магницкий растения

Близкие к этой страницы