Вокруг света 1965-04, страница 41Ожерелье. Серебро, филигрань (Бомбей). Вазочка. Латунь ~ эмалевой росписью (Джайпур). Фигура Сарасвати, играющей на вйне. Бронза (южная Индия). Брошь с узором по мотивам росписей Ад-жанты. Серебро, чеканка (Бомбей). Браслет для запястья. Серебро, чеканка (Раджастан). Декоративный сосуд. Техника бидри. Шкатулка в форме утки. Техника бидри (Хайдарабад). ироко известны в Индии предметы из металла черного цвета. Их впервые стали делать в южноиндийском городе Бидаре в XV веке, поэтому техника изготовления получила название «бидри». Бндри — это отливка нз сплава меди и цинка, которая затем обрабатывается сернокислой медью и особой землей, содержащей селитру. Удивительная пластика сосудов бидри подчеркивается холодным блеском серебряного орнамента на черном фоне. Сдержанной и строгой выглядит бидри рядом с латунными вазами, чашами, блюдами, изготовленными мастерами нз Джайпура. Праздничную красочность джайпурских изделий дополняет роспись цветными эмалями. Латунь нз Джайпура украшала некогда дворцы могущественных магараджей. Дутые массивные браслеты, височные подвески, серьги, кольца, ожерелья, броши, сплетенные нз тончайших серебряных проволочек, свидетельствуют о большом мастерстве индийских ювелиров. Формы женских украшений, так же как и традиционные узоры тка-ней, за много веков изменились очень мало. Индийские литейщики, чеканщики, граверы бережно охраняют традиции старинного ремесла. На этих страницах — рисунки некоторых предметов из экспозиции Государственного музея искусств народов Востока в Москве. О. ТОМИЛИНА |