Вокруг света 1965-06, страница 30

Вокруг света 1965-06, страница 30

пиратов осталась на свободе. Аллен Даллес, занимавший в то время пост заместителя директора ЦРУ, ознакомившись с представленным докладом согласился с его выводами: хотя мадам Вонг несет определенную долю ответственности за «хищение некоторого количества американского военного имущества», ее арест «не соответствует наилучшим национальным интересам Соединенных Штатов».

Запрос, сделанный по этому поводу в палате представителей американского конгресса, так и остался без ответа, а вся история была скрыта под непроницаемым покровом секретности.

Через соответствующие каналы мадам Вонг предупредили, чтобы она, во-первых, во избежание Нежелательных последствий немедленно прекратила свои «шалости» в отношении торговых судов США и их союзников. И во-вторых, ей посоветовали переключиться на «помощь свободному миру в борьбе с коммунистической опасностью на Дальнем Востоке». Под этим имелась в виду заброска диверсионных групп с Тайваня на территорию народного Китая.

Позднее отдельные детали этой неприглядной истории стали достоянием гласности. О некоторых из них сообщает, например, в одной из своих кни" американец Курт Зингер, который считается на Западе крупным специалистом в вопросах международного шпионажа.

Так закончилась операция «Желтое море», и королева пиратов весной 1952 года оказалась не у дел. «Крупная дичь» была под запретом, грабеж джонок, сампанов и прочей мелочи в прибрежных водах не сули л большой прибыли, а «экскурсии» к побережью КНР были слишком опасны.

«РОДСТВЕННИК» МАДАМ ВОНГ

В нескольких десятках километров к юго-западу от Гонконга, на полуострове Аомынь, расположен Макао.

Почти круглый год в гавань Макао, где от множества лодок и судов не видно воды, прибывают комфортабельные теплоходы с туристами. Немало их прилетает на самолетах из Штатов или Японии. На набережной Прайя-Гранде с раннего утра до позднего вечера кипит многоликий людской прибой. Что же влечет сюда тысячи людей со всех концов света — ведь никаких особых красот в Макао нет, а объехать его на машине можно за час?

Загадки здесь нет. Главная приманка для туристов в Макао — порок во всем его многообразии. Португальским правительством Макао объявлен «туристской зоной», в которой официально разрешены рулетка, баккара, железка — словом, любые азартные игры, а также курение опиума, свободный ввоз и вывоз золота, проституция, сводничество.

Главная улица — Авенида Алмейдо Рибейро — сплошь застроена игорными домами, опиекурильня-ми, всевозможными притонами. Таков Макао, дальневосточный Монте-Карло...

В самом фешенебельном квартале города мадам Вонг принадлежала вилла. В конце октября 1952 года ее посетил человек в старомодном черном шелковом халате. Бесцеремонно прервав принятую по этикету процедуру взаимных приветствий, незнакомец перешел к цели своего визита. Он без обиняков заявил мадам Вонг, что ее покойный муж приходился ему... сводным братом. После секундного замешательства Вонг протянула руку к кнопке,

скрытой под панелью письменного стола. Последовал предостерегающий жест, и новоявленный родственник посоветовал мадам воздержаться от опрометчивых поступков. Его фамилия тоже Вонг, причем у них есть общие «друзья», которые могут подтвердить это. Гость перечислил несколько хорошо знакомых мадам Вонг имен и среди них назвал генерала Цзян Цзин-го, шефа секретной и уголовной полиции Тайваня, младшего брата Чан Кай-ши. Этого оказалось достаточно: кем бы ни был на самом деле «родственник», спорить было бесполезно.

Посетитель, помедлив, заверил хозяйку, что отнюдь не претендует на наследство брата. Напротив, он хотел бы предложить ей выгодное дело. Не согласится ли мадам Вонг перевезти на своих судах, которые теперь болтаются на приколе, небольшой груз?

«ЗОЛОТОЙ БИЗНЕС»

На следующий день «родственники» сидели в конторе респектабельной португальской фирмы. Директор-распорядитель сообщил, что фирма продала известному предпринимателю золото в слитках на сумму в 375 тысяч долларов. За их доставку на место фирма готова уплатить десять процентов стоимости груза. Деньги будут немедленно внесены на текущий счет в любом местном или заграничном банке, как только покупатель уведомит о получении «товара».

Мадам Вонг согласилась принять участие в операции. Правда, под обеспечение ценного груза ей пришлось выписать чек на 375 тысяч долларов, подлежавший оплате в одном из банков в случае, если золото будет захвачено полицией или таможенными властями. Но ей не раз случалось рисковать, и той же ночью одно из самых быстроходных судов пиратской флотилии вышло в море.

Дебют мадам Вонг на новом поприще увенчался успехом. За первой последовала вторая партия «груза», третья, десятая... Контрабандная перевозка золота оказалась прибыльнее, чем ограбление судов. А знакомство с доктором Педро Хосе Лобо, занимавшим пост директора департамента экономики при генерал-губернаторе Макао, окончательно выдвинуло мадам Вонг в число воротил контрабандного «золотого бизнеса». Лобо единолично ведал выдачей лицензий на экспорт и импорт золота. Стоило уплатить в кассу департамента 330 тысяч долларов, и можно было возить золото хоть тоннами. Конечно, при том условии, что предприниматель не забывал «сотрудничать» с самим доктором Лобо. Мадам Вонг стала одним из контрагентов международного синдиката по торговле золотом.

Официально санкционированная салазаровскими властями контрабанда приносит колоссальные прибыли. Значительная часть их, как откровенно заявил журналистам доктор Лобо, отправляется в карманы «высокопоставленных чиновников в Лиссабоне», но немало остается и на долю других участников «золотого бизнеса».

Интересно, что совсем недавно Педро Хосе Лобо стал владельцем радиостанции «Вила Верде», которая ведет прозападную пропаганду на китайском, английском, португальском и других языках на страны Дальнего Востока. По словам лондонского журнала «Истерн Уорлд», хотя «официально она при

28