Вокруг света 1966-02, страница 9/зртщ? I 1Хараг\ f.S « ^АДДИС АбЕИ" ; ..жимм /о И «Каким языком можем мы изложить построение сих церквей?.. Видящий их не насытится, созерцая, и удивлению сердца не может быть конца... Если есть исчисливший звезды небесные, пусть он исчислит чудеса, сотворенные рукою Лалибелы». (Ж итие царя Лалибелы) V- Г. ГАЛЬПЕРИН Фото Ю. АЛЬДОХИНА »фиопия... Пожалуй, трудно найти страну, которой был бы преподнесен такой букет восторженных, но вполне заслуженных эпитетов. «Земля царицы Савской» — это о легендарном прошлом Эфиопского государства, его седой старине, дожившей и до нашего времени. «Страна обожженных солнцем» — это о трудолюбивых, отважных жителях Эфиопии. «Африканская Швейцария», «Водяной замок Африки», «Страна чудес» — это опять же о ней, колоссальной «копилке» почти всех природных зон нашей планеты, о ней — сокровищнице многих чудес человеческого гения и труда. Одно из этих чудес — Ла-либела. Средневековая Эфиопия была страной «блуждающих столиц». В конце XII века центр экономической, политической и культурной жизни страны окончательно переместился из древнего могучего Аксума к югу, в запутанные лабиринты суровых гор и тесных ущелий. В самой сердцевине этого лабиринта ничем не примечательное дотоле селение Роха было избрано негусом Лалибелой столицей всех его владений. ...История, возможно, незаметно поглотила бы имя Лалибелы, исступленного фанатика христианства, полуцаря-полумонаха, если бы с годами его правления (1181—1221) не было связано сооружение уникальнейших памятников не только эфиопского, но и мирового средневекового зод чества — высеченных из единой скалы церквей, гротов и соединяющих их длинных, в несколько сот метров, подземных ходов. Зодчий одиннадцати знаменитых храмов в Лалибеле не известен. Эфиопская церковь, естественно, приписывает авторство самому Лалибеле, получившему за свои деяния во славу господа бога имя Габре Маскаль («Слуга креста»). Он был даже причислен к лику святых. Фреска с изображением «Слуги креста» в церкви Бета Аба Либанос (левый верхний снимок) уже не раз «освежалась» художниками-монахами: семь столетий — не семь лет. Понимая, что грядущим поколениям трудно будет поверить в индивидуальное творчество Лалибелы, церковники приписали к нему в помощники в качестве проектировщиков, геодезистов и разнорабочих целые «бригады»... ангелов. Но через каменную прохладу стен и колонн почти осязаемо проступает тепло — тепло не пухлых ангельских ручонок, а смуглых, крепких, ловких рук сотен безвестных мастеров, пришедших сюда со всех концов эфиопской земли. В тишине храмов слышится их нелегкое дыхание, дробный перестук кирки о скальную твердь; через мертвенный лик «святого» Лалибелы явственно проступают другие лица, усыпанные капельками пота и каменной крошкой. Далекое прошлое становится осязаемым. Но для этого надо побывать в Лалибеле. Дело это непростое. От небольшого городка Уальдия, что на шоссе Аддис-Абеба — Асма-ра, до селения Лалибела (фото слева внизу) — около сотни километров, но редкие пока еще машины с иностранными туристами одолевают их за двое-трое суток, а пешие паломники — за добрую неделю. ...В самой Лалибеле очень тихо, очень покойно. Еле слышные всплески воды в овраге, пробитом «священным» ручьем Иорданом, шелест ветра в листве деревьев, мягкое пришлепывание босых монашеских ног в мрачноватых гулких коридорах церковного городка — других звуков у стен храмов не услышишь. Может быть, поэтому щелчок фотоаппарата звучит как-то необычно, ну, а нашим «Киевом» здесь, наверное, еще никто не снимал. * «Послушайте, возлюбленные, я поведаю вам, как произошло ис-хождение сих церквей из недр земли и как создание их было без дерева и глины, без веревок, без крыши и балок...» Как же произошло это удивительное «исхождение»? Когда попадаешь в этот скальный город, когда меряешь шагами его «помещения», то поеживаясь от мрака и тесноты уличек-ущелий, то щурясь от ярких лучей эфиопского солнца, щедрого на тепло даже здесь, на высоте двух с половиной километров над уровнем моря, — вопрос этот неотступно преследует тебя. Снизу, с дороги, храмы просто не видны. Чтобы разглядеть весь городок, нужно не полениться и вскарабкаться по склону горы наверх. Церкви как бы выкопаны из толщи камня. Сначала в необычайно плотном песчанике вырубались громадные отвесные траншеи, до двенадцати и более метров глубиной, которые опоясывали гигантские монолитные пря |