Вокруг света 1966-03, страница 46

Вокруг света 1966-03, страница 46

кидал ее в лицо. Спустя почти месяц над угрюмым океаном наконец-то появилось солнце. Джонсон смог разобрать и просушить запасы продуктов, превратившиеся к тому времени в пропитанное соленой водой ме-

По три раза в день я вкола-j чивал себе в голову: «Я этого j добьюсь!», «Не сдаваться!»

Эти слова были для меня «спа-, сательным кругом» в тот пять-1 десят седьмой день плавания.

Провести девять часов, цепля-I ясь за дно крохотной, скользкой перевернувшейся калоши, когда тебя качают шести-девя-тиметровые волны, когда нале-| тают безжалостные шквалы и I бешено завывает ветер, — такое, пожалуй, требует больше, нежели обычной воли к жизни.

Ханнес ЛИНДЕМАН (дважды — в 1955 и 1956 годах на бальсовом плоту и надувной лодке пересек Атлантику).

сиво. Большую часть запасов пришлось просто выбросить.

В один из таких солнечных дней к «Столетию» подошел немецкий пассажирский пароход и предложил помощь. Несмотря на уговоры капитана и высыпавших на палубу пассажиров, Джонсон вновь отказался от заманчивых предложений, он даже не принял свежие продукты. Уже прощаясь, Джонсон сказал: «Ну ладно, капитан. Если уж вы так добры ко мне, я бы, пожалуй, не отказался от бутылки хорошего бренди». Он потянулся за бутылкой, спущенной на лине с борта парохода, и упал на палубу своего суденышка, чуть не перевернув его. От длительного сидения в кокпите ноги уже отказывались слушаться, мышцы были как вата.

На следующий день опять начался шторм; пришлось убрать парус и встать на плавучий якорь. Этот день едва не стал последним для капитана «Столетия». Качка была такая, что, когда Джонсон доставал из кокпита продукты, он снова упал, ударившись головой о край окованного бочонка с водой, и потерял сознание. Он не знал, сколько времени он провел в беспамятстве. Когда очнулся, судно было почти полностью залито водой. Нечеловеческими усилиями, ослабевший от потери крови, Джонсон каким-то чудом откачал воду.

По мере приближения «Столе

тия» к берегам Европы участились и встречи с судами. Это было и приятно и опасно: Джонсон мог уточнить свои координаты, но в то же время ему приходилось быть постоянно начеку, чтобы не столкнуться со встречным пароходом. Ведь в те годы далеко не все суда несли ходовые огни.

В трехстах милях от ирландского мыса Клир Джонсон встретил английский бриг «Мэгги Галдер», шедший из Нью-Йорка в Ливерпуль. Два часа «Столетие» и бриг шли вместе. Их разлучил начавшийся шторм. Он налетел неожиданно, и первый порыв ветра выбросил Джонсона, убиравшего паруса, за борт. Спас его конец, которым он привязался к мачте. Дори легла на борт и стала заполняться водой.

На четвертый день после этого происшествия к «Столетию» подошел американский бриг «Аль-фредон», направлявшийся из Ливерпуля в Балтимор. На этот раз гордый датчанин скрепя сердце согласился на предложение пополнить припасы свежим хлебом и водой. Капитан брига сообщил Джонсону, что до мыса Клир осталась сотня миль.

Я боялся разучиться говорить и стал громким голосом отдавать себе команды. Ровно в полдень я по всем морским правилам кричал: «Восемь склянок!» В каюте я кричал воображаемому рулевому: «Как курс?» Но ответа не было, и одиночество наваливалось на меня с новой силой.

Джошуа СЛОКАМ (первым в одиночку обогнул земной шар).

дошло к причалу напротив гостиницы «Рок Ферри Хоутел».

Через несколько недель Джонсон погрузил дори на отходящий в Глочестер пароход и на этот раз отправился в океанское плавание как пассажир. Уже на американском берегу его атаковали репортеры газет. «Да, я один пришел на дори в Ливерпуль, — сказал им Джонсон. — Чтобы

Когда я путешествую один, я чувствую себя вдвое сильнее. Когда же плыву с кем-нибудь, то меня не оставляет беспокойство о комфорте и безопасности спутников. Нет! Я решительно предпочитаю плавать в одиночку.

Френсис ЧИЧЕСТЕР (победитель трансатлантической гонки одиночных мореплавателей 1960 года).

решиться на это, надо было быть страшным дураком. У меня ведь было не больше одного шанса из ста на успех».

Рыбаки Г лочестера гордились своим собратом. Он стал героем города. Недаром с тех пор они звали его не иначе как Джонсон-Столетие.

«Сумасшедший датчанин» рыбак Альфред Джонсон открыл эру трансокеанских плаваний. Те-перь-то мы знаем, что морской путь «Столетия» был не самым сложным с навигационной точки зрения. Южнее острова Сейбл суденышко было подхвачено мощным током Гольфстрима и попутными западными ветрами.

Однако даже самые благоприятные обстоятельства плавания не умаляют заслуг Альфреда

9 августа «Столетие» вошло в пролив Святого Георга. Суда здесь встречались так часто, что Джонсону не удавалось выкроить на сон ни минуты. На следующий день отчаянный датчанин высадился на берег в районе мыса Сент-Дейвидс и пришел в селение Аберкасл в графстве Пембрукшир. Джонсон в общем-то и не особенно похудел за время плавания, однако вид у него был изможденный. Отдохнув два дня, он продолжил свое плавание в Ливерпуль. Он решил самостоятельно войти в порт и отказался от буксира и услуг лоцманов. И вот 13 августа «Столетие» по

В минуту полного отчаяния пропадает даже страх. Прижатая к стене мышь может броситься даже на льва. Налетел ураган или нет, а воду из трюма необходимо откачивать, иначе яхта пойдет ко дну. Я выпиваю несколько глотков драгоценной воды и чувствую, как в меня вливается бодрость.

Джон КОЛДУЭЛЛ (пересек Тихий океан в 1946 году).

Джонсона. Он первым узнал, чего стоит поединок с Океаном, он первым покорил его, он навсегда останется первым в шеренге отважных мореплавателей-одиночек.

4 4