Вокруг света 1966-04, страница 35JO тоЛауреат Ленинской премии профессор Н. Н. ВОРОНИН Цнижники и государи, стремясь поднять славу и авторитет русской столицы. сопоставляли ее с Римом. «Вторым Римом» был Царьград — Константинополь, «Третьим Римом» — Москва. В этой старинной символической концепции верно одно. Как и Рим, Москва «вечный город», ибо она создала и скопила за века сокровища русской культуры. В наши дни Москва стала центром первого на земле социалистического государства, центром новой социалистической культуры. Ее незыблемость и рост в немалой степени обеспечены глубиной и мощью ее фундамента — многовекового творчества русского народа, неукротимого строителя. От Кремля до далеких окраин города, на его улицах, среди новых зданий, рядом с нами живут свидетели жизни ушедших поколений — древние памятники архитектуры Они не только памятники искусства, но вехи истории города, истории народа, мастерам которого было присуще мудрое понимание исторического смысла их труда и вдохновения, его прочной и обязательной связи с жизнью, вкусами и чаяниями народа. Этот историзм ярко выражен и в архитектуре Москвы, о которой написаны многие книги, а в рамках статьи можно вспомнить о немногом, но существенном. Дубовый кремль Ивана Калиты. Князь и его зодчие не замахиваются на возведение грандиозных сооружений. Создается почти сразу несколько небольших храмов (стоявших на месте существующих ныне). Они были Золоченые и серебристые шлемы-купола уподобляют их воинам, ставшим плечом к плечу. ...Пестр и праздничен, причудлив и прихотлив, как русская сказка Фото Д. БАЛЬТЕРМАНЦА |