Вокруг света 1966-07, страница 6

Вокруг света 1966-07, страница 6

му что листья у нее как лапы у гуся, и ее нужно есть, если у тебя вдруг заболит живот. И никто никогда не открывал на этой реке островов. Но далеко за стадионом, за полями совхоза начинался сосновый лес, и река Векша там вдруг разливалась широко, как озеро, и в том месте на ней был остров с деревьями и травой. Так сказал Мишка Сазыюин. И еще он сказал нам вот что: новая земля — это не так просто. Человек может прийти туда с бедой, как, например, конкистадоры в Америку или английские колонизаторы в Индию. Но можно и по-другому. На этом нашем острове мы могли бы сначала изучить всех зверей и все растения, как это делают настоящие исследователи и следопыты, и все это оберегать, а лотом вывести еще новые, никому не известные породы.

Мы жили в небольшом сухопутном поселке. По утрам нас будило пенье петухов, скрип калиток и звон колокольчиков, подвязанных к козьим ошейникам. Но большой город уже дотянулся до нашего поселка. Уже возле рынка, за палатками были свалены каменные серые плиты, уже что-то звенело и стучало на той стороне, за рекой, а за садами с весны пролегло новое широкое шоссе.

Мы вышли из поселка рано утром.

Земля еще не нагрелась, и наши босые ноги зябли от прикосновений прохладной пыли и мокрой травы. Мы шли по тропинке вдоль берега, а к нам, натягивая свои веревки, с блеяньем тянулись бородатые козы. В дорогу мы взяли хлеб и еще две наволочки от подушек. Если мокрой наволочкой сильно хлопнуть о воду, а потом крепко завязать — получается большой белый пузырь, и за него можно держаться и потом плыть куда угодно.

Больше мы ничего с собой не

взяли, но, может быть, что-нибудь нужное захватил с собой Мишка, потому что карманы его синих штанов были сильно оттопырены. Он шел первым и иногда оглядывался, проверяя, все ли в порядке. Мы шли, и чувство радости переполняло нас, как и потом, как и всегда, когда предстояла встреча с неведомым...

Мы прошли мимо огородов с побуревшей, сникшей от суши ботвой, мимо длинной ограды кирпичного завода, мимо поля, на котором колосья были уже спелыми и ломкими. Потом мы вышли к соснам, и кора у них была вся золотая, как будто за лето они загорели на солнце. И за соснами мы увидели остров. Река в этом месте разливалась широко, как озеро, и совсем близко от берега из прозрачной чистой воды поднимался наш зеленый остров. Но только он не был необитаемым. На узком песчаном пляже у самой воды, отражаясь

в ней, горел костер. Возле него сидели два парня в брюках, закатанных под самые колени, и без рубашек. Один из них строгал ножом палку, другой ничего не делал, сидел и смотрел в костер, а потом повернулся и посмотрел на нас. Но был там и еще один человек. Позади тех двоих, в стороне, он гнул и ломал молодую березу. Согнув, он наваливался на ствол животом и смеялся. Но береза не ломалась, а только билась листьями о землю, и кусты вокруг нее тоже шелестели и гнулись. А над всем островом от этого стоял шум, как будто начиналась гроза или буря.

Мы очень хорошо знали, что это за парни там, на нашем острове. Может быть, этих троих мы никогда раньше не встречали, но других таких же мы видели и, когда видели, старались обойти их стороной. Лица у них были вроде земли, когда на ней ничего еще не проросло и она совсем пустая.

НА МЕРИДИАНАХ

ЗАПОЛЯРНЫЙ ГАЗ придет в этой пятилетке в города промышленного северо-запада страны. Институт Гипроспецгаз закончил технико-экономиче-ское обоснование строительства грандиозного газопровода Обская Губа — Салехард — Ухта — Котлас — Череповец — Тихвин — Ленинград. Строителям газопровода придется работать в необычных условиях. Суровая тундра, вечная мерзлота, заснеженные склоны Полярного Урала... В пустынные районы придет строительная индустрия, здесь вырастут новые города, будут проложены железные и автомобильные дороги.

В будущем магистраль сольется в единую кольце» вую систему с газопроводами Бухара — Урал и Средняя Азия — Центр.

ПЛАВУЧИЙ ИНСТИТУТ — научно-исследова-тельское судио «Академик Курчатов», построенное на верфях ГДР, передано недавно заказчику — Академии наук СССР.

«Академик Курчатов» прибыл в Ленинград. Здесь его 24 лаборатории оборудуются по последнему слову океанографической науки. Скоро — в океан, таящий еще много неведомого и загадочного.

ДВА МИЛЛИАРДА ТОНН УГЛЯ — таков запас нового месторождения, обнаруженного дальневосточными геологами в Приамурье, в районе станции Мухино. Толщина пласта бурого угля достигает пятидесяти метров.

«ФАБРИКА КЛИМАТА» — климатологическая лаборатория Института ботаники Академии наук Казахской ССР — строится в Алма-Ате. Любой земной — и даже неземной — климат может быть

4