Вокруг света 1966-08, страница 33

Вокруг света 1966-08, страница 33

Эта очаровательная сирена заняла место в музее юрода Слани.

ха и невесты. Декоративные пряники пекли и ко дню рождения, и к Новому году, и провожая мужчин на войну.

Искусство изготовления декоративных пряников сохранилось в Чехословакии до наших дней.

А. ПИН

Женщины ждут мужей, ушедших воевать далеко от дома.

через триста-четыреста Жозе останавливает отряд. Тотчас к нему подходят Паулиньо и Соло-мео. Все трое склоняются над картой. Г де-то рядом должны быть шоссе и река. Решение принято: отряд остается на месте, а две разведгруппы отправляются ознакомиться с обстановкой. С одной из них идет Паулиньо.

Через час разведчики возвращаются. Все ясно: напрямик отсюда до Лисанги немногим больше пяти миль. Но по шоссе, петляющему в этом месте меж довольно высоких холмов, это расстояние увеличивается вдвое. Следовательно, после того, как конвой с арестованными выедет из Лисанги, в распоряжении партизан будет минут пятнадцать. Не очень много. И кто подаст им сигнал?

Глубокой ночью, когда отряд спит, в лагерь возвращается Пау

линьо. Точное время отправки узнать не удалось и, видимо, не удастся.

Рано утром Жозе поднимает отряд. Через двадцать минут показалось шоссе. Разделившись, партизаны «оседлали» его с двух сторон, тщательно замаскировались в придорожных кустах. Потянулись томительные часы ожидания. Но что это? В полуденной тиши послышалось: «Рум, рум, рум! Бум, тэп, бум!» Жозе и его товарищам эти монотонные звуки сказали многое. Барабан передавал: «Конвой вышел».

Ровно через четырнадцать минут (партизаны заметили время) показался... один грузовик. Жозе ожидал, что им придется иметь дело с более крупными силами. Но салазаровцы проявили явную самонадеянность, решив, что в этой округе, довольно далеко отстоящей от районов партизан

ского движения, им ничто не угрожает. Первая же пулеметная очередь прошила капот грузовика, и тот остановился. Захваченные врасплох солдаты охраны начали было стрелять, но меткий огонь партизанских автоматов сразу подавил их сопротивление. Убедившись, что никто из конвоя не подает признаков жизни, партизаны вышли из-за укрытия. Жозе первым делом заглянул в кузов. На дне его лежали скованные по рукам и ногам анго-лезцы.

Нельзя было терять ни минуты — в небе могли появиться португальские патрульные самолеты. Освободить товарищей от оков было делом недолгим. Быстро собрав оружие, партизаны скрылись в чаще. Оборачиваясь, Жозе еще долго видел курившийся в небе дымок от подожженного грузовика.