Вокруг света 1966-09, страница 33Б прошлом году советские ученые закончили обследование случайно обнаруженных в 1959 году зоологом А. Рюминым наскальных фресок в Каповой пещере на реке Чусовой 1. Сделано открытие — одно из крупнейших в современной археологии. Найдено доказательство, которое искали десятилетиями... В. ЛЕВИН и* каповой пещеры В С 1856 году в долине реки Неандер были от-Щ крыты какие-то очень странные кости и оско-I лок черепа. Кости поражали своей массиено-! стью, а череп — низким скошенным лбом и I мощными надбровными дугами. Эту находку ложно было бы принять за останки ископаемой обезьяны... Но у этой обезьяны был почти человеческого объема мозг. Вскоре было найдено еще несколько подобных скелетов с примитивными каменными орудиями возле них. Сомнений не оставалось — это был ископаемый человек. Гениальные слова Дарвина: «Я вполне убежден, что... виды, принадлежащие к одному так называемому роду, происходят от других, обыкновенно угасших видов», — оказались пророческими: ископаемый «прачеловек» был найден. Низкорослый сутулый, с мощным черепом и глубоко, по-обезьяньи, сидящими глазами — примитивный, первобытный, но человек. Его назвали неандертальцем. Но не успел еще неандерталец получить окончательное признание науки, как в пещере Кроманьон находят скелет еще одного ископаемого человека, но в сущности уже ничем не отличающегося по своему строению от современного. Не мудрено, что с поразительной быстротой среди тех, кто не мог простить Дарвину его великой ереси, утвердилось мнение, что вместо одного вида первобытного человека существовало несколько, что кроманьонец — человек разумный — появился «на свет божий» уже сразу совершенным, а неандерталец был «создан» как раб человека разумного. ...Проходит еще несколько лет — и удивительное, ни с чем не сравнимое открытие потрясает умы археологов. В 1895 году французский исследователь Эмиль Ривьер, а за ним еще несколько ученых доказывают подлинность и необычайную, уходящую в глубины десятков тысячелетий древность наскаль 1 См. «Вокруг света», № 3, 1960 г. «Древнейший художник земли»; «Вокруг света», № 3, 1961 г. «Среди вечного мрака». ных красочных изображений в пещерах Испании и Франции. Эта созданная кроманьонцем пещерная живопись буквально ошеломила ученый мир. На изумленных исследователей с потемневших, потрескавшихся сводов пещер глядели кроваво-красные бизоны во всей мощи своей грозной мускулатуры, угрюмо-настороженные мамонты, изящные ветвисто-рогие олени, пугливые лани. Тут же первобытный художник рисовал себя, свое племя, свою охоту. И казалось невероятным, чтобы подобное красочное великолепие было создано потомком обезьяноподобного неандертальца. С удвоенной силой начались рассуждения о неких «избранниках судьбы», отмеченных печатью «высшего совершенства», пришедших откуда-то со своим доселе не известным миру искусством. А в 1906 году близ местечка Гримальди в Италии археологи сделали открытие, казалось бы, доказывающее этот «приход». Под слоями почвы с захоронениями кроманьонцев лежали два скелета с негроидными формами черепов. Гримальдийцы — так назвали этих людей — имели значительно меньший по сравнению с «классическими» кроманьонцами рост, но по объему мозга были схожи с ними. Следовательно, утверждали многие, кроманьонцы — потомки не неандертальцев, а таинственных пришельцев — гримальдийцев. Такое предположение как будто все ставило на свои места. Где-то на севере Африки существовали племена людей «высшего типа», которые, перебравшись в Европу, принесли миру искусство и в очень короткий срок сумели поработить, а затем почти полностью истребить неандертальцев, дав дорогу «высшим расам современного человечества». ...И одно из самых веских доказательств этой теории — пещерная живопись, впервые появляющаяся только с началом «кроманьонской» эры истории человечества, встречается лишь на территории Западной Европы — во Франции, Испании. А из Африки ближе всего до этих стран... 31 |