Вокруг света 1967-05, страница 24

Вокруг света 1967-05, страница 24

АЛЕКСАНДР ЛУКИН

ЛЬВОВСКИЙ АККОРД

РЕЙД В ТЫЛУ ВРАГА. — РАЗВЕДЧИКИ ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЕ. — ОСОБАЯ МИССИЯ КУЗНЕЦОВА. — ФАШИСТЫ НАПАДАЮТ НА СЛЕД. — ЗНАКОМСТВО В РЕСТОРАНЕ «ЖОРЖ». — КАЗНЬ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРА. — ВЫЗЫВАЕМ ОГОНЬ НА СЕБЯ. — КАРТА, СОСТАВЛЕННАЯ РАЗВЕДЧИКАМИ. — ГОРОД БУДЕТ СПАСЕН.

оздней осенью 1943 года наш особый чекистский отряд, которым командовал Герой Советского Союза Д. Н. Медведев (и где я был заместителем командира по разведке), разгромив посланную против нас карательную экспедицию генерала Пиппера и оторвавшись от преследования, совершил тяжелый стопятидеся-тикилометровый переход 'по лесам, топям, проселкам, бездорожью. Местом временной стоянки был избран лес близ села Велки-Целко-вичи. Здесь бойцы смогли отдохнуть, набраться сил.

Шестого ноября войска Красной Армии освободили Киев. Фронт все ближе и ближе подходил к государственной границе. Вначале исподволь, а потом все более поспешно гитлеровцы эвакуировали оккупационные

учреждения из Ровно. Гигантский аппарат поспешно переводился во Львов.

Для нас, разведчиков, даже временный отрыв от источников информации, в которой так нуждалась наступающая Красная Армия, был крайне нежелателен. Поэтому было решено, что я с группой основных разведчиков, работавших в Ровно, и ротой Льва Ермолина временно вернусь в Цу-манские леса. Во время перехо

да ночью 19 декабря, как раз в канун нашего праздника — Дня чекиста — на нас, к своему несчастью, напоролся целый выпуск школы военных старшин так называемой «Украинской повстанческой армии». Как потом выяснилось, ночной марш был для этих предателей... выпускным экзаменом. Несостоявшихся старшин мы разбили наголову и взяли хорошие трофеи: тяжелый пулемет, миномет, оружие и боеприпасы. И самое главное — нам досталось больше сотни новеньких, еще не выданных старшинских дипломов, украшенных печатями и витиеватыми подписями.

...Между тем поток фашистского отступления подкатывал к Львову. Все дороги были запружены автомобилями, повозками, мотоциклами. Бежали офицеры и чиновники оккупационных ведомств, семьи оккупантов, предатели, пытавшиеся уйти от возмездия. Бежали в панике, дрались за места в машинах; за железнодорожные билеты и бензин платили бешеные деньги.

И с тем большей яростью вымещали они свою звериную злобу и страх на мирных жителях Западной Украины. Как никогда, бесчинствовали каратели: сжигали дома, расстреливали стариков и детей, угоняли в Германию всех трудоспособных, уничтожали все, что не могли вывезти. Это называлось политикой выжженной земли.

С наступлением нового 1944 года фронт почти вплотную приблизился к Ровно. Шла сплошная эвакуация. Рейхскомиссар Украины Эрих Кох так торопил

ся удрать, что даже традиционный рождественский вечер устроил на два дня раньше, чем полагалось по календарю.

Намг разведчикам, нужно было, не теряя времени, учитывая стремительные темпы наступления Красной Армии, снова трогаться с места — на запад. Целью, был Львов.

Подыскать квартиры, установить связи с надежными людьми, обнаружить места расположения штабов, складов, узлов связи, сеять панику среди оккупантов, выявлять лиц, которых фашистское командование и руководство украинских буржуазных нацио-

22