Вокруг света 1967-06, страница 66

Вокруг света 1967-06, страница 66

Бронзовое этрусское зеркало.

Этрусские гробницы точно копировали жилища умерших. Стены и колонны гробниц скульпторы и художники украшали изображениями близких, пиров и развлечений, предметов, которые окружали умершего при жизни. Именно находки в гробницах позволили ученым восстановить образ жизни этого исчезнувшего и замолкнувшего народа.

кой «деловитости» римских обычаев и от гуманно-светлой греческой мифологии, действительно имеет некоторые черты древних малоазийских культов, что, казалось бы, свидетельствует о восточном происхождении этого народа. Но почему тогда эти «выходцы из Малой Азии», земли высокой и развитой цивилизации, долгое время вели в Италии примитивную жизнь и даже переняли греческий алфавит?

Если же предположить, что этруски — коренные жители Италии, то как тогда объяснить неожиданный взлет этрусской культуры, который по своему характеру не мог произойти только в результате самостоятельного развития?

Может быть, этруски пришли из Малой Азии не морем, а сушей, с севера, через Альпы? Но ведь такое продвижение было бы слишком медленным — и возникновение этрусской цивилизации не было бы столь внезапным.

И эти — едва ли не взаимоисключающие — противоречия выстроились в такой запутанный лабиринт, что пройти его не удавалось еще ни одному исследователю. Этруски отказывались говорить, где выход из этого лабиринта. Молчали этрусские надписи на медных зеркалах филигранной работы, на постаментах памятников, на гробницах. Молчала и Книга Мумии, которая спустя тысячелетия попала в руки ученых. Был лишь приблизительно расшифрован смысл написанного в ней — ритуальные формулы, содержащие порядок жертвоприношений тем или иным богам в различные времена года...

И вот недавно в научной печати появляется дерзкое сообщение: «Молчание нарушено. То, что казалось навек умершим, медленно возвращается к жизни, начинает дышать, шевелиться, стонать, говорить, смеяться...» Так заявил один из крупных современных лингвистов-востоковедов, 3. Майяни, утверждающий, что он заставил говорить Книгу Мумии. И она указала ему выход из этрусского лабиринта: прародина этрусков — на берегах среднего Дуная! В языке этрусков — балто-славянские корни!

Опираясь на опыт своих предшественников, кропотливо проанализировав все известные науке этрусские тексты, скрупулезно исследовав все совпадения в написании этрусских слов с древнейшими и современными языками, Майяни утверждает, что этруски пришли в Италию с берегов Дуная и отрогов Карпат. Из поколения в поколение продвигались они все дальше на юг, частично смешиваясь с коренными жителями, воспринимая элементы их культуры, пока не достигли Греции и оттуда уже не перебрались в Италию.

Проходит еще несколько столетий, и в Италии появляются уже другие пришельцы — геродотовы «выходцы из Малой Азии». В единый клубок сплетаются отзвуки греческих мифов, восточные обычаи и древние традиции, и рождается то, что лотом назовут этрусской цивилизацией... Появятся огромные города, обнесенные крепкими каменными стенами, корабли торговцев и пиратов отправятся на разведку далеких земель, достигнут совершенства в обработке бронзы, железа и золота этрусские мастера, и их изделия не будут иметь себе равных на рынках Средиземноморья. Могущество этрусков возвысится настолько, что даже Рим вынужден будет надолго склонить перед ними свою голову.