Вокруг света 1967-06, страница 69

Вокруг света 1967-06, страница 69

Лумумбы. Нередко с помощью лишь лука и стрел.

В команде Мюллера приходилось по автомату на человека, не считая установленных на «джипах» пулеметов. Не считая безоткатной пушки из США, двух легких броневиков «мерседес» из Западной Германии и двух американских самолетов-ракетоносцев.

Наш фильм не воскресит мертвых. Признаться, когда звукорежиссер перед началом съемки обвил вокруг шеи Конго-Мюллера черный шнур с микрофоном,

стоят гораздо больше, чем его труп. Речь шла о том, чтобы в лице этого человека посадить на скамью подсудимых систему, которая рождает и пестует подобных мюллеров.

10 ноября 1965 года в ателье на окраине Мюнхена состоялось закрытое заседание суда. Потом, решили мы, общественность будет не только допущена в зал, но и сама вынесет приговор Мюллеру и всем тем, кто стоит за его спиной. Общественность всего мира...

шенебельного леопольдвильского отеля «Мемлинг», вполне представляли характер «работы», для которой их наняли и собрали в знойной конголезской столице. За плечами у них был Индокитай, Алжир — иными словами, пожарища, разграбленные города и деревни, трупы расстрелянных женщин, стариков, детей...

Свой «опыт» ведения колониальных войн иностранные ландскнехты начали применять теперь в многострадальном, истерзанном Конго.

«Кто же они, эти белые наемники, которые за наличные убивают африканцев? Авантюристы, убийцы, солдаты?» — спрашивали корреспонденты западногерманского журнала «Штерн», своими глазами наблюдавшие «подвиги» белых наемников. И сами отвечали на собственный вопрос: «И то, и другое, и третье».

Человечество, познавшее Освенцим и Лидице, Орадур и Гернику, вновь оказалось очевидцем преступлений выродков, сделавших своей повседневной профессией убийство.

Об этих злодеяниях свидетельствуют неопровержимые документы — фотографии, письма, кинопленка — да и признания самих участников массовых зверств в Конго. Одно из таких свидетельств — сенсационное интервью небезызвестного Зигфрида Мюллера, которое удалось заснять двум смелым и находчивым кинодокументалистам из ГДР — Вальтеру Хайновски и Герхарду Шойману. Об истории четырехчасовой беседы с убийцей, не подозревавшим, что своей болтовней он припечатывает себя и своих покровителей к позорному столбу, киножурналисты рассказали в книге, перевод которой в скором времени выходит в издательстве «Молодая гвардия». В публикуемом отрывке авторы рассказывают, как им удалось

проинтервьюировать «улыбающегося убийцу».

Кто же этот наемник, получивший печально-знаменитое прозвище Конго-Мюллер? Даже среди головорезов бывший капитан гитлеровской армии, никогда не снимающий со своей пятнистой куртки «Железный крест» первого класса, прославился особой жестокостью. Что ж, у фашистского недобитка «солидный стаж» в этом деле. Недаром он любит похваляться тем, что с 1939 года участвует во всех войнах, которые происходят «в нашем веселом мире».

Капитан Мюллер оставил кровавые следы и на советской земле, где принимал активное участие в карательных операциях против партизан. После крушения «тысячелетнего рейха» Мюллеру пришлось временно укрыться в тени. Он поступил на работу в одну рекламную фирму, потом в американскую вспомогательную полицию. В погоне за звонкой монетой махнул в Южную Африку, где верные дружки того же пошиба, что и он, подсказали ему дорожку к вербовочному пункту иностранного легиона...

Прошли годы. Многие сподручные Мюллера по палаческому ремеслу нашли свой закономерный конец на африканской земле. Самому майору, как и его «шефу» —- экс-премьеру Чомбе, удалось уиести ноги. Однако паутина заговоров и интриг вновь плетется против Конголезской Республики. Вновь по заданию Чомбе и К° вербуются наемники. Их тренируют, тщательно готовят к новым операциям, чтобы в «подходящий момент» попытаться повторить все сначала.

Но история не повторяется. У конголезского народа, всех африканцев свой справедливый счет к наемным убийцам. Они не уйдут от ответа.

Б. ПИЛЯЦКИН

у нас мелькнула мысль и о физическом возмездии. Но нам надо было держать себя в руках, надо было скрывать волнение и, пользуясь терминологией самого Мюллера, «закрыться», чтобы не сорвать намеченной «операции». Мы говорили себе, что показания убийцы, зафиксированные на кинопленке и магнитофонной ленте,

В конце 1964 года начали просачиваться первые сведения о «Команде-52». Во главе этого отряда стоял немец. У него было самое наинемецкое имя: Мюллер. К тому же еще: Зигфрид. В его кармане лежал западногерманский паспорт, а на своем кителе он с гордостью носил «Железный крест» первого класса со свасти

кой. Об этом свидетельствовали бесчисленные 'фотографии, как будто по команде запестревшие на страницах иллюстрированных журналов от Гамбурга до Мюнхена. За ним прошла уже целая волна репортажей о Мюллере; репортажей, изобиловавших такими подробностями, которым — после известных процессов над фашистскими извергами из концлагерей,— казалось, уже никогда не найдется места на страницах немецких изданий.

Тогда же у нас возник план создания обличительного документального фильма о «Команде-52». На студии «Дефа» в отделе хроники, развернулась работа по сбору фактов и материалов — деталь за деталью, кадр за кадром.

Мы нашли себе неожиданных помощников в лице нескольких немцев, прошедших почти весь путь с «Командой-52» и снабдивших нас бесценными материалами. На нашем магнитофоне были записаны разговоры между немецкими наемниками во время етопоек в Конго и даже «исповеди» самого Мюллера.

Но самую большую помощь мы получили от деятелей конголезского освободительного движения. Наряду с письмами и документами убитых западногерманских наемников патриоты доставили нам перехваченную ими почту «Команды-52».

На последнем этапе работы над фильмом «Команда-52» мы получили от конголезских друзей неожиданное сообщение, что Мюллер покинул Конго, вылетев в отпуск из тогдашнего Леопольдвиля в Западную Европу.

Тут же у нас почти молниеносно созрело решение — попытаться заполучить этого Мюллера «живьем» перед микрофоном и камерами. Причем сделать это надо было не позже 16 ноября 1965 года -— в этот день в Лейпциге должна была состояться премьера фильма «Команда-52».

По роду своей деятельности нам пришлось за последние годы просмотреть не одну тысячу метров пленки и сотни фотографий, запечатлевших военные преступления и массовые злодеяния времен нацизма. Среди этого материала есть сцены, ужасающе похожие друг на друга, несмотря на то, что они были сняты в разных странах. Убийцы фотографировались и снимались для кино рядом со своими жертвами. Они стояли, смеясь, скалясь, ухмыляясь, с пистолетом, топором, веревкой или кнутом в руке. Часто на

4*

67