Вокруг света 1967-09, страница 32

Вокруг света 1967-09, страница 32

собой поведет, а где, чтобы следы скрыть, на себе понесет... Она и старшего не оставит. Не одни, паря, сутки будет петлять около. Особенно ночью. Словом, пока будем нести по тайге котенка, только гляди да оглядывайся...

— А я стрелять буду, дядя Николай, — выпалил Димка.

— Придется, — улыбнулся Олянов. — На тебя вся надежда.

— Вот только Рекса моего жаль, — вздохнул Димка.

Подошел Чауна с забинтованной рукой, которую держал впереди себя на весу. Он был бледен, молчалив, часто посасывал трубку.

— Как, больно? — спросил Олянов.

— Мало-мало есть...

— А все потому, Чауна Симович, получилось, что замешкался. И, посмотрев ему в лицо, спросил:— Испугался, наверно, амбы, да?

— Первый раз на куты-мафу ходи, — стал он оправдываться. — Маяка тоже скажет тебе, прежнее время наш брат удэ на куты-мафу сроду не ходи...

Быстро стало смеркаться. Ранние зимние сумерки окутали лес. Киселев с Маякой нарубили впрок соснового лапника для шалаша и для подстилки тигренку, чтобы он не простудился, лежа всю ночь на снегу. На этот раз костер разожгли большой, из су

хого, промерзшего хвороста. Пуоть горит высоко, с треском, отпугивая тигрицу...

— Вот и вся быль про наших охотников-тигроловов, — заключил Олянов свой рассказ;

— А как же, Николай Иванович, со вторым тигренком?

— С малышом-то проще было. Тигрица кружила с ним в том же районе. Мы за ней, а она за нами. Все же на вторые сутки в полдень наши собачки прихватили след. В конце концов мы так загнали котенка, что он совершенно выбился из сил. Попал в бурелом и завяз, как говорится,N с коготками. Там и взяли его.

— Без Чауны управились?

— А Димка его и на сей раз вполне заменил. — И прибавил ласково: — До дерзости смелый паренек. Настоящий удэге. Вот в ком живет дух амбы!

— Hyt а Чауна?

— Чауна как Чауна! — сказал Олянов с доброй улыбкой. — На днях в гости ко мне заходил. Жаловался, слабо у него эту зиму с соболем. «Ты бы, Оляныч, в город позвонил, может, куты-мафу надо. Нынче опять на Татиби видел. Котенка. Совсем, знаешь, бата».. — «Опять на Татиби?» — «На Татиби, Оляныч, на Татиби!»

СООБЩАЕТ ЧИТАТЕЛЬ

КОПЬЕ Т Е Б У А О С-М Т А

Ш^о время восхождения на вершину Тебулос-Мта, в юго-восточной части Чече-но-Ингушетии, мы нашли на высоте свыше трех тысяч метров несколько наконечников стрел и сломанное копье.

Кто же мог подняться в древности на эту труднодоступную гору? И что заставило горовосходителей уйти с обжитых мест на безлюдную и неприступную вершину?

Судя по нашим находкам, это было в XII—XIII веках. В годы, когда на территорию Чечено-Ингушетии вторглись орды кочевников, когда шла кровавая война с чужеземцами, легенды о которой ходят до сих пор. Есть среди них и легенды о Тебулос-Мта. Одну из них нам рассказал старейший житель аула Геле-станжид Арзгири Хазитов.

«...Узнав о нашествии несметных полчищ вражеских всадников, которые закрыли землю, как черные тучи в ненастье закрывают солнце, люди решили уйти в горы, куда не подняться коням...

Двенадцать молодых чеченцев во главе с пятидесятилетним охотником Идигом пошли на разведку горы Тебулос-Мта, так как старики указали именно на эту вершину. Идиг предложил подни

маться на гору с той стороны, откуда появляется солнце. С востока. Много дней они шли по скалам и ледникам, сквозь дожди и бураны. И когда до вершины оставалось триста шагов, налетела лавина и смела смельчаков. Только три разведчика остались в живых.

Послали тогда на Тебулос-Мта второй отряд, так как все ближе подходили орды ханов Су беда, Сарта и Менга. Отряд пошел другим путем, с юга, откуда дует горячий ветер.

И этот путь привел к вершине. Разведчики спустились к своему племени и повели его на Тебулос-Мта.

Больше месяца люди поднимались на вершину. Потом больше месяца заготовляли пищу, воду и топливо, строили укрепления. И едва успели они построить их, как орды врагов подошли к Те-булос-Мта. Первая осада длилась месяц. Но вот выпал снег, и враги ушли на юг. На следующий год, с наступлением лета, они пришли вновь. И снова им не удалось захватить гору, на которой засели отважные чеченцы. Так продолжалось двенадцать лет. И только тогда, когда не стало у храбрецов ни воды, ни пищи и

не осталось ни одной стрелы, враг овладел Тебулос-Мта...»

Трудно сказать, насколько точна в деталях эта легенда, но события, описанные во многих русских летописях и хрониках иноземных путешественников, перекликаются с рассказом старого горца.

В легенде, например, упоминаются хан Субед, и хан Менга, а позднейшие русские летописи указывают, что «отряд Субедея совершил поход» на Кавказ в 1236 году. Затем, говорится в летописи, отряды Менгу-хана и Кадана ходили на черкесов. А в середине XIII века папский посол на Руси Плано Карпини сообщал, что кочевники уже в течение двенадцати лет ведут осаду одной горы на Кавказе.

Конечно, все это еще не доказательство того, что копье и наконечники стрел, найденные на Тебулос-Мта, — свидетели именно этих оживших в легенде битв.

Но, с другой стороны, слишком велико совпадение легенды с достоверными историческими свидетельствами, чтобы отнестись к ней лишь как к красивому сказанию.

А. КРАСНОВ, кандидат исторических наук, г. Калинин

29