Вокруг света 1967-09, страница 53

Вокруг света 1967-09, страница 53

ЗАПИСЬ ВТОРАЯ

В палеонтологических захоронениях наблюдаются два типа групп животных. Главная масса остатков предоставлена подчас причудливо приспособленными, но немногими видами, однотипными по уровню эволюционного развития. Реже встречаются остатки, принадлежащие группам как бы стандартного облика, за которым, однако, скрывается усложненная организация. Эти хорошо известные факты заставили исследователей сделать вывод о двух путях эволюционного развития: либо ювелирное приспособление к временным и местным условиям, либо усложнение, универсализация организма, повышение его энергетики, ведущие ко все большей независимости от внешней среды — к гомеостазису. Вот две дороги эволюции. Одна — приспособительная; она ведет в тупик, кончающийся вымиранием. Другая направлена к непрерывному восхождению и максимальному совершенствованию организмов.

Итак, путь наибольшей независимости от внешней среды, универсализации, усложнения. Подчеркнем здесь лишь одно обстоятельство. Прогрессирующие к независимости организмы, помимо защищенности от колебаний температуры, влажности, механических воздействий, должны еще обладать умением отыскивать и распознавать пищу в самых разных ее обликах и в самых разнообразных условиях. Отсюда неизбежное совершенствование систем переработки и хранения информации, неизбежное формирование все более крупного и сложного мозга. Но для развитого мозга требуется соответствующая база, прежде всего энергетическая, поскольку мозг не может существовать без постоянного и усиленного питания (обстоятельство, печально известное медикам; при остановке дыхания и кровообращения лишь пять минут отделяют наш мозг от гибели).

Энергетические же уровни биологических машин — организмов жестко ограничены, и переход со ступени на ступень требовал немало миллионов лет эволюции. Энергозапасы, скажем, в печени пресмыкающегося раз в пятьдесят меньше, чем у высшего млекопитающего. Потому длительность бега крокодила по суше просто несоизмерима с многочасовым бегом льва или антилопы. Но чем выше энергетика, тем больше потребность в пище, тем шире должна бцть кормовая база. От организма требуются все более крепкие мускулы и все более совершенный мозг. Противоречия как бы сдавливают жизнь непреодолимыми барьерами необходимости, неким направляющим коридором естественного отбора. От универсализма к еще большему универсализму, от менее совершенного гомеостазиса к более совершенному — вот магистраль прогрессирующих видов.

Конечно, оба «пути» со всеми их ответвлениями лишь две стороны единого диалектического процесса, в котором «великая необходимость» усовершенствования организма прокладывает дорогу сквозь дебри случайных приспособлений. Именно в этом смысле слепая сила естественного отбора становится «зрячей» и получает направленность. Становится понятной та упорная борьба за независимость от среды обитания, которую вели миллионы поколений животных и растений. Становится понятной неизбежность появления интеллекта, который обеспечивает высшую форму независимости от природных условий.

И еще одно — никакой скороспелой разумной жизни в низших формах, вроде плесени, грибов, растений, крабов, тем более мыслящего океана быть не может.

ЗАПИСЬ ТРЕТЬЯ

Попытки развития высокоорганизованного мозга делались не раз в истории Земли. Одни из них были преждевременны, поскольку организмы, как, например, спруты, еще не поднялись на нужный уровень энергетики и гомеостазиса. В другом случае великолепный мозг дельфинов возник тогда, когда их организм настолько приспособился к водной среде, что переход в иную среду оказался исключенным.

Человек не характерен никакими особыми приспособлениями для какой-либо узкой экологической ниши, и это одно из самых поразительных его свойств. Жизненная форма человека столь же примитивна, как и у его отдаленных предков. Однако внешняя архаичность совмещается с высокой энергетикой, физиологией, организацией. Этот уровень способен к несению огромной нагрузки — мозга. Благодаря ему человек так смог облегчить для себя внешние условия, расширить свою кормовую базу, что создалась возможность для его расселения по всей планете, для познания природы и ее переделки. Огромные возможности овладения силами природы, которые будут у человека коммунистического общества, позволят окончательно сбросить гнет среды, властвовавшей над жизнью с момента ее зарождения.

ЗАПИСЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Если окинуть взглядом весь живой мир Земли, как современный, так и вымерший, то станет очевидным, что на поверхности одной-единственной планеты развились практически все мыслимые формы, заполнив все пригодные для жизни экологические ниши. Легко ли соревноваться фантазии в выдумывании существ иных планет, если на Земле есть погонофоры, которые переваривают пищу между щупальцами, морские лилии, повторяющие формы растений, растительные хищники — росянки, муравьи, состоящие как бы из свободных индивидуумов, но образующие единый организм, и тысячи других существ, нередко настолько чуждых нам, будто они пришельцы с другой планеты? Но примечательно и важно вот что: чрезвычайное разнообразие низших форм контрастирует с подобием 'и частой конвергенцией высших животных. И наиболее кон-вергентен в биологическом смысле человек, чьи предки нигде и никогда не образовывали специализированные виДы, а только подвиды, как пробные ступеньки для развития мозга и способностей к труду. Если сравнивать лестницу эволюции с ленинской спиралью развития, каковой она, по существу, и является, то спираль будет широкой в основании и более узкой в вершине. Размахи витков ее по мере хода времени все меньше, и спираль скручивается все жестче. Не отражена ли здесь некая общая закономерность развития вселенной?

ЗАПИСЬ ПЯТАЯ

Единство физико-химических законов вселенной логически должно иметь продолжение в единстве биологических законов той же вселенной. Если принять с очень большой долей вероятности, что белко-во-кислородно-водяная жизнь наиболее распространена во вселенной, то мы должны изучать нашу планету как гигантскую лабораторию эволюции такой жизни на путях ее самоусовершенствования. Здесь изучение палеонтологических документов и их сопряжение с биологией ныне живущих форм позволит понять и даже предсказать ход жизни на

50

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Приспособление растений к жизни на суше

Близкие к этой страницы