Вокруг света 1967-12, страница 21

Вокруг света 1967-12, страница 21

загадки

ппекты шиш

КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Г. ВАГНЕР: Такие высеченные из белого камня античные женские лица с огромными задумчиво-тревожными глазами (фото на второй странице обложки) можно увидеть в Успенском соборе во Владимире, в церкви Покрова на Нерли, в храмах Суздаля...

Но как скульптуры, напоминающие те, что создавались на берегах далекого Средиземного моря, оказались в XII веке в самой глубине России?

Андрей Боголюбский, мечтая сделать Владимир центром всей Руси, стремится в великолепных белокаменных соборах и дворцах запечатлеть богатство и красоту Владимирской земли. Он строит на крутом берегу Клязьмы Боголюбовский дворец-замок — целый комплекс искусно изукрашенных каменной резьбой и позолотой белокаменных зданий, вошедший в историю как выдающийся памятник русской гражданской архитектуры. Рядом с Боголюбовом создается не имеющая равных в мировом зодчестве церковь Покрова на Нерли. Вместе с владимирскими зодчими и скульпторами, художниками и строителями работали приглашенные Андреем Боголюбским иноземные мастера. И вплелись отдельные образы романской культуры в рожденные великими традициями русского искусства владимирские храмы и дворцы, фрески и скульптуры.

...И глядят на нас белокаменные италийские красавицы со стен владимирских соборов, словно рассказывая об одной из страниц истории владимиро-суздальского искусства, навсегда вошедшего в сокровищницу человеческого гения.

КАНДИДАТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК А. ПОПОВА: Словно вспышка какой-то фантастической звезды запечатлелась на снимке (стр. 1)...

В начале века было обнаружено, что из вселенной к Земле устремляются потоки элементарных частиц и ядер атомов, обладающих огромной скоростью. Эти потоки назвали космическими лучами. Но их происхождение не выяснено до сих пор. Ученые лишь догадываются о том, что оно связано с такими величественными явлениями вселенной, как рождение новых звезд и целых галактик. Однако трудность изучения космических лучей состоит в том, что в земных условиях можно наблюдать лишь результат их воздействия на ядра атомов в атмосфере.

Заманчиво было бы создать в лабораторных условиях потоки частиц, аналогичные космическим лучам, <как бы опустить это явление вселенной на Землю. Но как это сделать? Сейчас на пределе современных технических возможностей удается получать потоки частиц, в миллиарды раз более слабые, чем космические лучи...

Казалось бы, тупик. Советские ученые, однако, нашли выход. Что, если столкнуть друг с другом два встречных пучка элементарных частиц? Тогда при сложении их взаимных скоростей их энергия будет приближаться к энергии космических лучей. Такие опыты на встречных пучках поставлены в Институте физики Сибирского отделения Академии наук

СССР.

На снимке — момент встречи потока электронов с потоком позитронов. Момент фантастический. Позитрон по отношению к электрону является античастицей. А античастицы — это вестники из таинст

венного мира антивещества (вещества «наоборот», вещества, «слепленного» из античастиц). Теоретически во вселенной могут существовать планеты, звезды и галактики, состоящие из антивещества (такие миры внешне тождественны нашему, но ядра атомов заряжены там не положительно, а отрицательно, и вращаются вокруг них не электроны, а позитроны — носители положительного заряда). Но есть ли они на самом деле? И не является ли сверкающая звезда на снимке путеводной, указывающей дорогу в странный мир антивещества? Изучение же антивещества на Земле — ключ к познанию волнующей загадки вселенной.

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА МОСКВЫ Н. ЕВСТРАТОВ: Каким он будет, центр Москвы 2000 года? Каким видят его зодчие, уже сейчас решающие сложнейшие технические и художественные проблемы архитектурного будущего столицы нашей Родины?

За 50 лет, прошедших после 1917 года, Москва изменилась неузнаваемо и по некоторым отраслям городского хозяйства за этот короткий срок перегнала многие крупные города и столицы Запада. Усилиями советских людей Москва стала одним из благоустроенных городов мира. До революции Москва развивалась стихийно, что приводило к запутыванию планировочной структуры города, усложняло организацию -городской жизни. После революции — и особенно после 1935 года, когда был утвержден первый Генеральный план развития и реконструкции города, — столица стала развиваться планомерно и комплексно, на основе глубоких проектных разработок.

Сейчас перед зодчими столицы стоит огромной важности задача — реконструкция старого и развитие нового общественного центра.

На снимке (стр. 1) — один из проектов, предложенных московскими архитекторами на открытый конкурс по планировке и застройке центральной части Москвы. Авторы проекта (руководитель С. Матвеев) представляют будущий центр города настолько разросшимся, что он будет включать в себя территорию от комплекса Университета на Юго-Западе до Комсомольской площади — крупнейшего железнодорожного пассажирского узла Москвы. Столь же огромным, охватывающим районы, которые совсем недавно считались окраинами города, видят будущий центр столицы авторы большинства проектов. Конечно, при этом прилегающая к Кремлю территория, где сосредоточены всемирно известные памятники истории и культуры, навсегда сохранит значение ядра столицы. И поэтому панорама этого нового центра города будет естественно сочетать в себе неповторимость традиционного, складывающегося веками облика Москвы с силуэтом города нашей эпохи.

Особую роль в будущем силуэте города авторы проектов отводят отображению средствами архитектуры и монументальной скульптуры и живописи историко-революционных событий. На макетах видны памятник В. И. Ленину, монумент Победы в Великой Отечественной войне, монумент в честь присвоения Москве звания города-героя и другие памятники.

Безусловно, пока еще рано говорить об окончательном варианте проекта, но уже сейчас мечты и фантазии, облеченные в строгие расчеты и чертежи, прокладывают путь к наиболее правильному решению облика будущей Москвы — города светлой, неотъемлемо слитой с природой архитектуры, облика, который будет олицетворять гуманизм и величие нашего общества.

2*

19