Вокруг света 1968-01, страница 22

Вокруг света 1968-01, страница 22

А^окроеиша

НАЦИОНАЛЬНЫХ

культур

го, что мы весь день одни, — говорят местные пастухи, — нам и пришлось научиться языку птиц». Кроме того, объясняют они, обычный крик, даже самый сильный, быстро глохнет в лесистых горах, а свист хорошо слышен и в четырех километрах.

Никто не помнит, когда в деревне стали употреблять «птичий язык» для разговора в горах, но ясно по крайней мере, что он передается от отца к сыну уже не одно столетие. Некоторые этнографы считают, что этот своеобразный горный телефон был изобретен горцами в период многолетних войн, которыми изобилует история этих краев.

И поныне жители «Птичьей деревни» сообщают свистом новости, приглашают друг друга в гости, договариваются о совместной охоте, даже ссорятся. Молодые парни свистят своим девушкам о любви... Одним словом, жители деревни, начиная с малышей и кончая стариками, свистят с утра и до утра. Турецкий язык в отличие от испанского изобилует согласными звуками, и очень важно, считают лингвисты, изучить, как в данном случае производится перевод информации в свист...

Открытие в 1964 году свистящей деревни Кушкёй в Турции поставило исследователей в затруднительное положение. Выходит, что ареал языков свиста довольно широк, и, может быть, в самое ближайшее время последуют новые открытия в этой области. Где, в какой точке земного шара? Наверняка это случится (если, конечно, случится) в ка-ком-либо горном районе. Этнографы сообщали, что нечто похожее на язык свиста можно встретить в Кашмире, у загадочных хунза \ известных еще под именем «народа долгожителей». Так ли это, пока трудно утверждать, ибо достоверных сведений из этого затерянного уголка мира ученые ждут десятилетиями...

Как, когда и почему возник либо возникает язык свиста? Какими способами переводятся фразы обычного языка на разговор свиста, как составляются комбинации различных свистовых модуляций? Возможно, новые открытия этнографов и лингвистов позволят разгадать эти загадки свистящего языка.

\ О хунза журнал «Вокруг света» писал в № 5 за 1966 год. — Прим.. ред.

^тот город уже давно стал символом археологии.

И не потому, что здесь открыты ставшие всемирно известными фрески и скульптуры — они лишь ничтожная часть бесценных сокровищ мирового искусства, возрожденных археологами.

Здесь впервые археологи словно встретились с людьми прошлого. 4>

Помпеи не только раскрыли исследователям свои мощенные каменными прямоугольными плитами улицы и позволили заглянуть в свои дома, но и представили их хозяев, назвав по имени, рассказав об их профессии, привычках,; характере.

...19 апреля 1748 года любители древностей, производившие первые регулярные раскопки в Помпеях, наткнулись на останки человека, в судорожно сжатой руке которого было несколько золотых и серебряных монет... Так, наверное, путнику встречается первый из бегущих прочь от охваченного огнем дома.

С тех пор раскопки в Помпеях не прекращались. Но более ста лет они велись хищнически, варварски. Бесценный мрамор и уникальные изделия из бронзы стали предметом спекуляции, торговли, наживы. Лишь в 60-х годах прошлого века итальянский археолог Джузеппе Фиорелли начал планомерные исследования города,

заявив, что для науки одинаково важны и виллы аристократов и лачуги бедняков. Фиорелли был одним из первых, кто начал вести раскопки, достойные археологии.

Мы теперь можем не только подняться на трибуны древнейшего в римской империи помпейско-го амфитеатра, но узнать поименно гладиаторов, умиравших на .глазах безжалостно ревущей толпы, купившей их меч и кровь. И с опустевшей века назад арены на нас глянула сама жизнь римского рабовладельческого общества. Какие чувства и мысли вели руку гладиатора, нацарапавшего на стене своей казармы-тюрьмы: «Луций Анней Сенека», имя философа и гуманиста, бросившего в лицо бездушной толпы: «Человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху»? Может быть, он нацарапал это после того, как прочел рассказ Сенеки о рабе, что покончил с собой по дороге в амфитеатр — выждав момент, когда стража отвлеклась, раб-гладиатор сунул голову в колесо между спицами?..

И теперь кажется невероятным, что этот город мог исчезнуть навсегда, явив нам лишь несколько скульптур, фресок, мозаик, — как исчезли многие и многие бесценные памятники истории от руки торопливого дилетанта или алчного стяжателя, так и не рассказав об этом дне истории...

20