Вокруг света 1968-01, страница 20

Вокруг света 1968-01, страница 20

Беарнский силиюр дает урок свистового языка.

— О, чего? — донеслось в ответ.

Тут мы поднатужились и, напрягши всю свою фантазию, придумали задание, а наш проводник Хорхе просвистел его:

— О Эверисто, сними ботинки, заберись на пальму и сбрось-ка несколько орехов.

Эверисто, нимало не задумываясь, все в точности выполнил. Мы стали наперебой придумывать просьбы, по правде сказать, одну другой нелепей, и гомерец в нескольких километрах от нас неукоснительно исполнял их. Было ясно, что он понимает каждое слово. Хорхе свистел, не засовывая в рот пальцы, как это делают у нас, когда хотят свистнуть погромче. Свист, правда, получается несколько слабее, но зато слышен отчетливо, объяснял он, а так как горный воздух разрежен, сила звука вполне достаточна для переговоров на изрядном расстоянии. Мы, кстати, установили, что язык свиста труднее понять человеку, стоящему рядом со свистуном, чем отдаленному от него на несколько километров.

В языке свиста гомерцев есть свои условности. Например, нельзя просвистеть просто «январь», «февраль», «март»; обязательно нужно добавить слово «месяц». Для новичка все слова свиста звучат одинаково, но наши друзья легко расшифровывали самые сложные фразы.

Окончательно убедил нас в универсальности языка свиста небольшой опыт. Одна из наших гомерских знакомых, Ольга, насвистела нам одну фразу. Мы записали ее на магнитофон и прокрутили по очереди двум гомер-цам. Оба перевели одинаково: «Мне хотелось бы хоть разок побывать в Германии...»

ВЕКОВАЯ ТАЙНА КАНАРСКИХ ОСТРОВОВ

Легенда о безъязыких людях, которую приводит немецкий путешественник, вряд ли объясняет появление свиста на острове. Дело в том, что язык в свисте играет немаловажную, если вообще не главную, роль. «Язык и зубы — вот что формирует свистовые фразы «Сильбо Гомера» и аналогичного ему «разговора» пиренейских горцев», — утверждает французский профессор Ре-не-Ги Бюснель, директор лаборатории акустической физиологии Национального института агрономических исследований

Прибегнув к помощи рентгена, он установил, например, что в большинстве случаев свистящий фиксирует среднюю часть языка, свободно передвигая его кончик, а он-то в основном и формирует фразы свистового разговора. Таким образом, без языка пленные становились действительно немыми. В лучшем случае легенда содержит в себе смутные сведения о том, что первые завоеватели, «наводившие порядок» на острове, — а ими были испанцы, — столкнувшись с уже существовавшим на острове языком свиста, решили обезопасить себя, применив подобную «хирургическую операцию». Может, так и было на самом деле, когда испанские конкистадоры в 1391 году в отместку за убийство тринадцати орденских братьев, прибывших по приказу папы Урбана VI насаждать христианство на островах, вырезали большую часть гуанчей, к тому времени коренных жителей Канарских

1 Рене-Ги Бюснель известен как специалист по изучению «языка» животных; в частности, он занимается изучением языка свиста дельфинов и птиц. — Прим. автора.

островов, а их короля и королеву в цепях привезли в.Толедо...

Но кто же были эти первые поселенцы Гомера, привезшие с собой язык свиста либо изобретшие его на новом месте?

Канарские острова за свою историю открывались (и, очевидно, заселялись) несколько раз. Настолько часто, что ко временам их «официального открытия» на средневековых морских картах один из островов — Тенерифе — существовал сразу в двенадцати ипостасях, а остров Лансароте разросся в целый архипелаг из девятнадцати островов!

Сейчас предполагают, что острова были открыты где-то между 2700—2000 годами до н. э. критскими мореходами, которые могли основать здесь свои поселения. В 800 году до н. э. финикийские мореходы, идя по следам критян, высаживаются на острове Мадейра и Канарских островах. Свои фактории на островах основывали и карфагеняне.

Первыми, кто в новом веке ступил на землю Канарских островов, были генуэзцы. Затем на деньги португальской короны была снаряжена новая экспедиция, состоящая из испанских и генуэзских моряков. Испанцы же и назвали острова их нынешним именем — Канарские, то есть «Собачьи». Генуэзцы и испанцы встретили на островах загадочный для многих исследователей белокурый и голубоглазый народ — гуанчей, принадлежащих к северной кроманьонской расе. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах попали на Канарские острова эти северяне. Некоторые исследователи (Гумбольдт, Верно) предполагают, что они могли быть занесены сюда еще в III веке до н. э. мощным потоком, который докатился до Северной

18