Вокруг света 1968-01, страница 18ПИРЕНЕЙСКАЯ ЛЕГЕНДА — Помнишь, как мы их, бо шей... Они нагрянули сюда, обвешанные оружием, надутые, как индюки. Но так ничего и не смогли с нами поделать, ничего. ...Да, в этом маленьком горном селении во Французских Пиренеях тоже шла война. Оккупировав Францию, гитлеровцы перекрыли все перевалы, ведущие в соседнюю Испанию. Трудно пришлось в то время бойцам Сопротивления и эмигрантам, по тем либо иным причинам вынужденным покинуть Францию. Но здесь, в А все, нацисты действительно ничего не могли поделать. Среди глухой ночи, в кромешной тьме раздавался странный свист. Печальный, как крик филина, сигнал, за которым скрывались непонятные врагу слова, целые фразы... «О Пьер, они прибывают этой ночью. Встреча на Зеленой горе». И в ту ночь ребята из макй были на месте, ожидая в засаде колонну фашистов... А СустардТ Он их тоже крепко надул. Теперь эту историю 1943 года, почти легенду, знают по обе стороны Пиренеев. История такая. Как и многие другие, Сустард помогал людям из Сопротивления переходить испанскую границу: кому — сюда, кому — туда... Но фашисты, что-то пронюхав, расставили ему лО-вушку: подослали провокатора. Тот якобы «хотел повидать своих родственников и жену на той стороне». Сустард ничего не заподозрил и сказал: «Si». А ночью грохот кованых сапог в дверь заставил его проснуться. Сустард понял все сразу: он вполне «созрел» для расстрела... Наверное, это сделают, как всегда, в восемь утра, у стены на центральной площади. Нацисты любили порядок. А поскольку было еще темно, Сустард попросил разрешения поклониться могилам своих предков. «Валяй», — ответили ему и повели на клад бище. По дороге Сустард нырнул в кусты и скатился вниз, в ущелье, не сказав «до свидания». А уж свои родные ущелья он знал, как коридор в собственном доме. Преследователи подняли крик, стрельбу, побежали за фонарями, а Сустард забрался в узкую расщелину и принялся высвистывать: «Эй, кто-нибудь! Отзовитесь!» В конце концов его услышал один пастух на горе, километрах в двух. Он спросил: «В чем дело? Что ты как оглашенный рассвистелся в такую рань?» А когда понял, в чем дело, начал насвистывать людям в деревню. Те все сделали. В течение трех дней они приносили беглецу пищу, пока тот отсиживался в своей норе. А потом? Потом Сустард перешел границу и стал работать уже на той стороне... И ВНОВЬ «ТУЗЕМНЫЕ ЧУДЕСА» О ставим на время маленькую беарнскую деревушку А ас в долине реки Оссо и отправимся в другой «затерянный мир». ...1935 год. Верховный губернатор Французской Западной Африки, этой крупнейшей колонии Франции, в секретной записке сообщал в Париж об одном любопытном, на его взгляд, явлении. У племени гурунси-нанкансе (племя кочевало в саваннах Западного Судана, в излучине Нигера) существует странный свисток-флейта, называемый «ува», с помощью которого кочевники передают сообщения и даже ведут целые диалоги на расстоянии в несколько километров. Кроме того, когда позволяют условия, а они зависят от времени года, температуры и влажности воздуха (сейчас это назвали бы «проводимостью среды»), они, гурунси-нанкансе, свистят друг другу, не прибегая к помощи флейты «ува». Правда, ученые, комментировавшие впоследствии это сообщение, выразили сильное сомне- Г. ЕРЕМИН ние в том, что этот свист — настоящий язык. По крайней мере этнографы обошли молчанием язык свиста кочевников саванн... Явление это было отнесено к разряду «туземных чудес», его сравнивали разве что с давно известным в Европе бесшумным свистком, изобретенным еще в средние века браконьерами, чтобы неслышно подавать сигналы собакам. ...В 1948 году французский исследователь Жорж Кован посетил мексиканских индейцев масатеков в провинции Оахака (штат Веракрус). И здесь он обнаружил, что наряду с обычным разговорным языком индейцы пользуются сви- ' стом. Это был первый из открытых языков свиста, который активен и сегодня: на нем говорят, вернее свистят, более 60 ООО человек. В равной мере владеют тем же языком свиста и индейские племена пуэбло, сапотеки и Чинанте-ки, проживающие в Центральной Америке. Старинные испанские хроники эпохи Конкисты рассказывают, что свист горных индейцев вселял панику в сердца сол-дат-завоевателей за свистом всегда следовали умело организованные атаки, а отдельные отряды противника действовали четко и согласованно, пересвистываясь на расстоянии более десяти километров... Но настоящей сенсацией в мире лингвистов и этнографов явился открытый в 1957 году профессором А. Классом из университета в Глазго язык свиста на острове Гомера (группа Канарских островов). Этот чрезвычайно сложный язык свиста — его назвали «Silbo Gomera» — обладает рядом удивительных особенностей. Прежде всего свист необыкновенно силен и разносится на четырнадцать километров — рекорд в этом способе общения. Тут возможно будет уместным такое пояснение: мощность свиста пиренейских горцев, а они свистят «всего» на 2—2,5 километра, на расстоянии одного метра от свистящего составляет 110 децибел1. Но послушаем свидетельство очевидца, не так давно посетившего остров Гомера. Рассказывает Эрих Вустман, известный, этнограф и путешественник из ГДР. 'Децибел — единица измерения мощности звука; 40 децибел — нормальный разговор. — Прим. автора 16 |