Вокруг света 1968-03, страница 45

Вокруг света 1968-03, страница 45

шли из подземного царства, держась за хвост буйвола.

Некоторые же ученые считают айнов коренными обитателями Японских островов.

Любая из этих гипотез подкреплена довольно солидными доказательствами. Посудите сами: айны поклонялись медведю, что свойственно многим индейским племенам. К тому же айны подпиливали пойманному зверю зубы, а затем чернили их — обычай этот распространен у некоторых народов Юго-Восточной Азии.

Айны сидят по-турецки, а японцы на пятках-Но у погребальных фигурок — ханива (обязательной принадлежности древней японской могилы) ноги скрещены именно по-турецки.

Загадка айнов усложняется и тем, что их осталось совсем немного — тысяч четырнадцать-шестна-дцать. К тому же они сильно смешались с японцами, и лишь около трехсот человек могут претендовать на чисто айнское происхождение.

ПУСТЬ ПОМОЖЕТ АЙНАМ ИНАУ

Ранним утром выходят айны всей деревней — от мала до велика — на берег моря. За ночь прибой оставил на берегу мелких рыбешек, водоросли, морских ежей. Эти скудные дары моря айны складывают в мешки. Морских ежей — оранжевый студень — зачастую съедают тут же, разбив скорлупу камнем.

Клейкие водоросли — ламинарии — режут на куски метра по полтора, потом сушат на рисовых циновках.

...Когда-то море и реки были щедрее к айнам. Двенадцать кораблей, груженных сушеной и вяленой рыбой, — таков был оброк, который айны выплачивали японским купцам, устраивавшим периодические разбойничьи набеги на айнские селения. Это был почти весь улов.

Средневековый оброк айны нынче не платят. Да и нечем теперь его платить...

В центре селения стоит дом «бывшего вождя». Таким несколько странным именем он сам украсил свою визитную карточку. В свое время в Японии, как известно, были отменены титулы, причем отмена распространилась и на айнов. Так что новая карточка — маленькая хитрость «бывшего».

У порога гостя всегда встречает хозяйка: жалобно завывая (в знак почтения к гостю), она опускается на колени, касаясь головой пола.

Вы входите в дом — нормальный, теплый дом под шиферной крышей. И вещи вы поначалу там видите обычные: вот кран и раковина, на которой стоят высокие стаканы с зубными щетками. Вот радио и телевизор. Но над телевизором висит ог-

«Айнъи приносящие дань японскому князю» — рисунок XVIII века.

ромная корзина с сушеной рыбой. Посредине комнаты — очаг. Против двери (обязательно против) — окно. Простое с виду, но вовсе не обычное окно — самое почетное место, «вход богов». Очень редко, лишь по особо торжественному случаю, около него могут сидеть хозяин с почетными гостями.

Раньше айны жили в чизеи — шалаше с земляным полом и крышей из коры или тростника. Но по мере того как предки нынешних японцев оттесняли предков айнов все дальше на север, айны стали переселяться в дома — жить в шалаше было просто-напросто холодно.

Несколько высоких шестов с пучками стружек, словно стражи, высятся около айнских поселков. В каждом доме у очага и по углам дома стоят тонкие и длинные палочки. Снизу они гладко оструганы, а сверху нарезаны столь тонкими стружками, что закручиваются, как папиросная бумага. Это — инау.

По представлению айнов, таинственный утес, мрачно нависший над долиной, море — бушующее и затихшее, журчащий ручеек, молния и гром — все это не только живые разумные существа, но и божества — «камуи». Они населяют весь мир. Для того чтобы их умилостивить, приносят жертвы. Когда-то в давние времена жертвы были человеческие, потом их стали заменять выструганными из дерева фигурками. Постепенно предметы, заменяющие жертвоприношения, становились все более абстрактными. Так появились инау — заструганные деревяшки. Правда, и сейчас старые айны, разбирая длинные вьющиеся стружки, могут показать, где находится туловище, голова, руки, ноги. В длинный желобок, прорезанный в палочке, вставляется уголек — это сердце.

В айнской легенде рассказывается, почему айны делают инау из ивы. Как-то один из богов — Ко-тан кара Камуи — спустился на землю, а когда через некоторое время вернулся на небо, обнаружил, что забыл на земле палочки для еды — хаси. Он взглянул на землю и увидел, что они валяются на песке.

— Ай, как нехорошо! Хаси не должны валяться на песке и гнить без дела. Пусть-ка они превратятся в иву.

И хаси — наверное, это было любимое дерево Котан кара Камуи — превратились в иву. С этого времени инау всегда делают из ивы.

Дело это ответственное, и поручается оно самым уважаемым старикам.

Острым ножом старик осторожно снимает кору. Еще надрез. Еще... Легкие стружки начинают завиваться, как струйки дыма. Пахнет терпкой свежестью ивы.

Когда инау было готово, я спросила старика, почему айны делают инау.

Ответил он кратко:

— Инау — посланник айнов, он передает наши просьбы камуи. Один инау к хозяину огня идет, другой к хозяину моря, третий к горному хозяину. Все они айнам помогают.

Я вспомнила, как знаменитый русский ученый Л. Я. Штернберг, изучавший быт сахалинских айнов, описывал свои путешествия на утлых лодках-долбленках по бурному Охотскому морю. В самые критические моменты айны не теряли присутствия духа. Почувствовав опасность, айн-рулевой доставал заранее припасенную палочку и быстро ее застругивал. Потом бросал ее в волны с наказом:

— Иди к хозяину моря и скажи, чтобы он хорошенько посмотрел — хорошо ли будет, если мы и этот русский господин погибнем?

43