Вокруг света 1968-03, страница 9граф, многолетний президент Королевского географического общества Мёрчисон. Но в тот самый год, когда Спик отправился в свою знаменитую экспедицию, президентом географического общества стал некий преуспевающий чиновник-политикан Джордж Робинсон Рипон, фигура в науке совершенно случайная. Спик это, конечно, понимал и не мог не думать с благодарностью о Мёрчисоне, подлинном вдохновителе экспедиции. Но Джон Спик, желая угодить начальству, присвоил водопадам, от которых начинался Нил, имя Рипо-на, впоследствии крупного колониального чиновника, и только. История, правда, тут кое-что подправила: после постройки гидростанции Оуэн-фоллс водопады Рипона исчезли, их затопило. Спик и Грант, воссоединившись, благополучно вернулись в Англию. В 1864 году, в возрасте всего тридцати семи лет, Джон Хен-нинг Спик погиб у себя на родине во время осенней охоты. НЕ ТОЛЬКО ВЕЛИКИЕ РЕКИ О древнейшей человеческой истории района Великих Африканских озер известно сравнительно немного. В Кении родился и многие годы прожил один из выдающихся современных археологов и антропологов — Луис Лики, человек, настолько увлеченный своим делом, что порою — впрочем, в принципе это не редкий случай — это идет ему же во вред. Лики убежден, что родина человека и человечества — Центральная Африка, Кения, Танганьика >и Уганда прежде всего. На территории Танганьики он нашел останки первочеловека, по его мнению, зинджантропа, а потом и презинджантропа, возраст которых он определил примерно в два миллиона лет. Не все исследователи соглашаются с последней цифрой, многим она кажется завышенной. Но в давнем споре о родине человека — а предпочтение отдавалось то тропической Азии, то тропической Африке — Луис Лики сказал свое веское слово, и предпочтение теперь отдается Африканскому континенту. А с конкретными историческими фактами пока что плохо; и вообще у африканцев только- только пробуждается интерес к своему прошлому. Впрочем, это и понятно, если вспомнить недавнее прошлое. До сих пор историей африканских народов занимались преимущественно европейцы. На территории Уганды наидревнейшие события разворачивались энергично и многообразно, и далеко не последнее значение имело в этой связи озеро Виктория. Не только великие реки имели значение для развития человеческого общества — великие озера тоже. Я думал так раньше и убежден сейчас, что следы первых цивилизаций в Сибири будут обнаружены на , берегах Байкала. Пока мое предположение не подтвердилось, но мне приятно было узнать, что угандийская цивилизация берет начало от берегов озера Виктория. Уже в Уганде мы узнали, что в Энтеббе существует историко-археологический музей, располагающий, в частности, двумя с половиной тысячами экспонатов, доказывающих, что £то тысяч лет назад на берегах озера Виктория и в долине реки Кагеры была развита макролитическая культура, или культура «ручного топора», как ее в Уганде именуют. Позднее примерно в тех же районах возникла так называемая Сангоанская культура (от залива Санго на Виктории), тоже представленная каменными орудиями, но несколько иного типа. Но самой интересной в истории Уганды кажется мне культура Биго. Она не очень древняя, она непосредственно предшествует традиционной и, так сказать, династической истории Уганды и целиком укладывается в железный век. Культура Биго — это культура больших поселков-крепостей, чаще всего земляных крепостей, культура железа и раскрашенной керамики. Непосредственно в районе Биго археологи обнаружили остатки рвов глубиною в четыре метра и длиною примерно в семь километров; причем рвы эти не вырыты, а вырублены в скалах. Неизвестно кто создал культуру Биго. Легенды угандийцев сохранили сведения о загадочных народах бахима-бачвези и бабито, а археологи, выделившие в культуре Биго две фазы, предполагают, что бахима-бачвези были основателями культуры, а бабито — их продолжателями. БАЛЛАДА О БРЮСАХ Тот небольшой отрывок из своих воспоминаний и впечатлений, что я сейчас представляю на суд читателя, я хотел бы назвать «Балладой о миссис Брюс». Баллада, как известно, — жанр стихотворный. Я же, к сожалению, вынужден обратиться к прозе. Супруги Брюс — миссис и мистер — прогуливались по ботаническому саду Энтеббе, и мистер шел впереди, а миссис шла сзади. Они продирались сквозь милейший уголок сада, заросший колючими кустами, когда миссис Брюс радостно воскликнула: — Дэвид, не шевелись! У тебя на шее сидят две мухи цеце! Миссис Брюс ловким профессиональным движением изловила мух, придушила их, зажав в ладони, и показала мужу. Супруги на радостях даже прослезились. Надеюсь, моим читателям известно, что муха цеце — переносчица страшной, до недавнего времени неизлечимой болезни, которую принято называть «сонной». И тут, конечно, уместным будет объяснение, почему же мухи цеце, обнаруженные миссис Брюс на шее супруга, так обрадовали ее и самого мистера Брюса. Люди без «слабостей», по-мое-му, — скучные и бесперспективные люди, ждать от них чего-нибудь выдающегося не приходится. Так вот, у мистера Брюса была «слабость», и даже не одна: он был влюблен в Африку, и он терпеть не мог муху цеце. И у миссис Брюс была слабость: она беззаветно любила своего супруга, и потому столь же беззаветно любила все, что любил он, и столь же яростно ненавидела все, что он ненавидел. Первоначально супруги Брюс невзлюбили ту муху цеце (а их около двадцати видов!), которая, как они же и установили, заражает домашний скот болезнью, которая носит название нагана. Грубо говоря, нагана — это сонная болезнь лошадей и коров. Отряд отправляется в поход на сытых, здоровых лошадях, но через некоторое время лошади перестают есть, быстро худеют, превращаясь в скелет, обтянутый шкурой, и гибнут. В Уганду Брюсы прибыли в ту пору — это конец прошлого сто- 7 |