Вокруг света 1968-04, страница 61

Вокруг света 1968-04, страница 61

4*

ft

t «л?

Iff

ЖЕНЩИНЫ, УШЕДШИЕ В ЛЕГЕНДУ

Нмазонки... Мы с детства привыкли, что это только легенда. Красивая сказка, рожденная под безоблачным эгей-ским небом, где смуглые красавицы опоясывают своих героев мечами, благословляя на подвиги, а козлоногие боги, пахнущие веселым милетским вином, отплясывают с растрепанными нимфами.

Но стояли под хмурым небом курганы, осевшие под тяжестью лет, заросшие жесткой степной травой, а под курганами лежала эта сказка, застывшая в наконечнике стрелы и истлевшем до ржавой прозрачности мече...

И как сказания Гениального Слепца, веками считавшиеся лишь свободным вымыслом, открыли нам конкретную жизнь отбушевавших страстей и событий, без которых сейчас невозможно составить картину древнего мира, так и эта легенда спустя тысячелетия после своего рождения обрела осязаемую и зримую реальность...

...Донесенная до нас Геродотом и другими древнегреческими историками, эта легенда гласила: когда в сражении эллинов с амазонками на реке Фермодонте эллины одержали верх, они на трех кораблях отплыли оттуда обратно вместе со всеми захваченными в плен амазонками... Однако в открытом море амазонки напали на мужчин и перебили их. Но кораблей

они не знали, не умели обращаться ни с парусами, ни с веслами, а потому, перебивши мужчин, понеслись по ветру за волнами и прибыли к Кремнам на Меотийском озере — Кремны лежат в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей и пешком дошли до обитаемой местности, завладели первым попавшимся табуном лошадей, сели на них верхом и занялись грабежом скифских владений... Затем скифы и амазонки стали жить вместе... Так появилось к востоку от Меотийского озера племя савроматов, рожденное амазонками. И вследствие такого происхождения женщины савроматов издавна ездят верхом на охоту, ходят на войну вместе с мужчинами и носят мужскую одежду. Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет трех врагов. И савроматы женам своим во всем повинуются, как госпожам...

Какой-то удивительной, заставляющей верить себе конкретностью была пронизана эта легенда — ив том, что племена савроматов существовали, не сомневались лучшие историки прошлого.

Ломоносов, Лейбниц, Тредиаков-ский, анализируя античные тексты, считали савроматов родоначальниками славян. Знаменитый автор первой «Истории Российской с древнейших времен...» Татищев отрицал это. Историк и писатель Карамзин и ряд других виднейших историков начала XIX века попытались на основании древнейших письменных источников даже определить область распростране-