Вокруг света 1968-04, страница 63Эту золотую чашу с ручкой в виде оленя нашли около ста лег назад в центре Новочеркасска, в одном из курганов, где была погребена сарматская царица. Золотой умбон (центральная часть щита), даже своей формой чем го напоминающий островерхие скифские и сарматские боевые шлемы, найден в могиле древнегерманского воина. Но изображения, отчеканенные на умбоне, характерны для скифо-сарматского искусства. Серебряная амфора с изображением битвы амазонок с эллинами лежала в одном из курганов на Дунае. А эти украшения когда-то были нашиты на одежды воинов и воительниц. Известно, что около пяти тысяч сарматов стали римскими легионерами и вместе с римским войском дошли до берегов Англии, где и была найдена эта надгробная стела с изображением сарматскою воина. Когда наступают холода, их тела покрываются перьями, пи сал о сарматах древнеримский поэт Овидий, а на колонне, поставленной императором Трояном в римском Форуме, «варвары» изображены в одеждах, действительно словно сшитых из птичьих перьев. Что это — воплощение поэтической фантазии? Но вот исследованиями установлено, что на свои боевые кожаные панцири сарматские воины нашивали костяные чешуйки... И вполне возможно, что слова Овидия — это еще одно поэтическое описание действительности, описание, которое на первый взгляд кажется фантастическим вымыслом. Круглый золотой фалар — конская пряжка, найденная в сармат ском кургане возле станицы Северской на Кубани. О происхождении этого выдающегося произведения древних чеканщика и ювелира до сих пор ведутся споры. Так же как до сих пор неясен окончательно сюжет изображения. Как считает один из крупнейших исследователей сарматской истории К. Ф. Смирнов, родина этого фалара — тор ритория Греко-Бактрийского царства в Средней Азии, откуда он через Закавказье или сарматские степи и попал на Кубань. И в чеканных фигурах этого фалара оказались воедино слиты образы местных и греческих божеств. |