Вокруг света 1968-06, страница 51wpodуиттй стеной Рожно ли найти среди пейзажей вид печальней, чем пустыня? Бескрайние песочные пространства горбатятся под ветром и только весной пускают к себе, как временного постояльца, видимую жизнь. Потом старательно, как бы коря себя за оплошность, летнее солнце выжигает хилые ростки. Раздробленная в крупу и просеянная через сотни ветров бывшая скальная твердь далеких южных или северных пиков собирается здесь. Вихри-мусорщики вновь и вновь тщательно сортируют и перекладывают на песчаных свалках новые крохи состарившихся минералов. Тут, в барханных волнах, ничто, кажется, не радует глаз. Тем удивительнее наблюдать человеческое жилье в этих скупых местах. Будь то выгоревшая рыжая юрта с привязанным верблюжонком. Или палатка изыскателей... А то поднимутся перед тобой вдруг в жарком мареве, словно подтаявшие и невесомые, минареты древнего глиняного города, возведенного на песках. Как правило, за давностью истории в старых поселениях забывают, зачем и кто первым решил здесь строиться. А потому придумывают легенду, часто красивую или немудрящую, расцвеченную безымянными выдумщиками. Хива не исключение. Она тоже начинается с давней сказки. Сын легендарного пророка Ну-ха Сим, скитаясь по нескладной земле, утомился и решил переночевать на песчаном бархане. Бархан оказался на территории Хорезма. По всей видимости, Сим придерживался среднеазиатских караванных дорог. Но не в этом дело. Во сне Сим увидал знамение и, поспешая, чтобы ничего не забыть, тут же сгреб на песчаный бархан глину и вылепил макет будущего города. А отдохнув, выкопал по соседству колодец Хейвак. Так, говорят, началась Хива... Я приехал в город к полуночи. Шофер попутной полуторки остановил машину у двухэтажного домика-гостиницы и резко взял с места, высветив фарами ветки деревьев. Постепенно шум его машины исчез во тьме. Осталась тишина, изредка прерываемая звонкими трелями невидимых насекомых. За кустами кто-то тронул гитарную струну, и она одиноко загудела, будто жалуясь. Короткие мясистые цветы испускали аромат удивительной силы и густоты. Казалось, запах можно зачерпнуть ладонью... В гостинице неожиданно ока зались свободные места. Под потолками вовсю полыхали стосвечовые лампочки. Пузатые диваны нежились под прохладной холстиной покрывал. Пристанище Три города Средней Азии привлекают особенное внимание искусствоведов — Бухара, Самарканд и Хива. Каждый из городов интересен по-своему, своими неповторимыми чертами, своей историей. Хива возникла в X веке и стала быстро развиваться, так как была расположена на оживленных торговых путях. Но тот облик ее, который известен нам сейчас, начал вырисовываться лишь в XVII веке. В это время Хива уже столица Хорезма. Знаменитые дворцы и мечети Хивы построены в XVIII— XIX веках. Большинство их стоит в Ичан-кале (внутреннем городе), окруженном крепостной стеной. Время политических и экономических неурядиц, что переживал этот край, не прошло бесследно для его культурного развития. К XVIII веку был уже утерян частично опыт возведения монументальных зданий, были утрачены отчасти и секреты изготовления знаменитых солнечных изразцов. Хивинские строители, имея перед глазами знаменитые здания Бухары и Самарканда, старались следовать традиционным формам. Мечети и мавзолеи Хивы в основном повторяют образцы, построенные ранее, но они выглядят грузными, приземленными, они потеряли стройность и строгость. И все же хивинские мастера и художники, преодолевая установившиеся каноны, сумели создать ряд талантливых произведе- 48 |