Вокруг света 1968-11, страница 27

Вокруг света 1968-11, страница 27

соединился к одному из наших соседей, пожилому мужчине по имени Лоонг Та, и двум его сыновьям. Они решительно атаковали поросль, и тонкие деревца, опутанные лианами, так и падали под взмахами мачете. Я тоже попробовал поработать мачете. За четверть часа мне удалось срубить два деревца. Кисть руки совершенно онемела.

Весь день луа продвигались вверх по склону.

— Мы стараемся валить деревья так, чтобы они ложились ровно. Тогда они сгорят полностью, — объяснил мне Лоонг Та.

Деревья потолще они не трогали. Эти деревья переживут пожар и потом, когда поле оставят под пар, дадут начало новой поросли.

Был самый сухой и жаркий период года. Пока солнце сушило вырубленный кустарник, жители деревни чинили крыши, готовясь к яростному натиску муссонных дождей. Наконец великий са-манг объявил, что пришла пора выжигать поля.

Ранним апрельским утром на краю деревни собрались старухи, держа в руках подносы с едой — приношением для духов. Громкими голосами они вызвали родовых духов и попросили их помощи в важном деле. (Только один раз в году — перед посевом — женщины играют главную роль в религиозных обрядах Па Пае.)

После этого старейшины отправились на поля и соорудили там двенадцать алтарей различным духам лесов, воды, полей и огня. Опять «повесился» большой буйвол, и было зарезано несколько цыплят. Мясо за вычетом крошечной доли для духов было разделено на сорок девять частей, на каждое хозяйство Па Пае. Четыре самые счастливые семьи получили по копыту буйвола. Затем Лоонг Та собрал маленькие кусочки мяса, клювы и когти цыплят и кончик хвоста буйвола и разложил их перед одиннадцатью алтарями.

Пу Ди, один из старейшин, который помогал Лоонг Та в этом ритуале, объяснил мне:

— Духи едят совсем мало, а мы — очень много.

— А почему вы приносите жертвы только на одиннадцать алтарей? — спросил я Лоонг Та.

— Если мы накормим всех двенадцать духов, огонь будет чересчур жарким, и нам с ним не справиться.

Вокруг высохших полей вырубили просеки. В полдень, когда установился нужный ветер, юноши зажгли длинные бамбуковые факелы и побежали вдоль основания склона, размахивая потрескивавшими факелами.

Вскоре от склона в небо поднялся гигантский столб пламени, рев от него разнесся далеко по горам. Тучи дыма застлали солнце, дождем осыпал