Вокруг света 1968-11, страница 58

Вокруг света 1968-11, страница 58

САМАРКАНД - ПУТЕШЕ СТВЕННИК.

Городам обычно не свойственна такая «привычка». И все же, как установили недавно ученые Института истории и археологии АН Узбекистана, Самарканд, один из древнейших городов планеты, действительно 4 кочевал» — он дважды переезжал с места на место...

...Для археолога путь в глубины веков лежит сквозь сантиметры земли. И находки ученых, снимавших у подножия самаркандской цитадели один вековой пласт земли за другим, вели их от наших дней на протяжении восьмисот лет. Но в слое XI века находки прекратились — словно в старинной крепости, которая издавна считалась городским центром, в то время никто не жил. В чем же дело — ведь точно известно, что самаркандская цитадель была возведена много раньше?.. Пустыми оказались для археологов и следующие вековые пласты — новые находки были сделаны лишь в слое VII века... В жизни цитадели был перерыв: на какое-то время она была полностью заброшена... Город переезжал!

Объясняется загадка так. Свой первый «переезд» город совершил в начале царствования Са-манидов — самаркандской династии, пришедшей к свласти в VII веке. Уничтожив своих предшественников, Саманиды хотели уничтожить в народе даже память о них. И новая резиден ция правителей, объявленная центром города, была выстроена далеко в стороне от прежнего центра. А вслед за новым центром перекочевал и весь Самарканд. Цитадель и стоящие рядом с ней дома, брошенные са-маркандцами, оказались за городской чертой...

Лишь в XI веке, когда к власти пришли Карахиниды, правители вновь обосновались близ старой цитадели. Она была полностью восстановлена, и город вернулся к тому месту, откуда начал свое путешествие.

загадки

ПИШИ

fimmu

ЖРИЦА САТАВКОВ. В № 11

нашего журнала за 1966 год был опубликован очерк керченского археолога Д. Кирилина «Золото Старшего брата», рассказывающий о находках золотых изделий в одном из курганов Северного Причерноморья, воздвигнутом скифским племенем сатавков. Недавно в результате дальнейших исследований достоянием науки стал еще один шедевр древнего искусства, найденный в том же кургане.

— Рядом с уступчатым склепом, — рассказал Д. Кирилин, — на ритуальном возвышении были обнаружены три огромных каменных обломка, некогда составлявших одну плиту. Очистив их от земли и сложив, мы увидели рельеф трехметровой высоты... Перед нами было, по-видимому, изобра

жение жрицы, погребенной в кургане «Старшего брата», — изображение той, кому принадлежали найденные ранее золотые украшения и драгоценная диадема.

...В длинных одеждах жрица сатавков сидит на фоне портика храма, чуть повернув голову к воину-скифу. Прощаясь со своей повелительницей, которую уже поджидает погребальная колесница, воин спешился и держит в поводе своего боевого коня.

По сложности композиции это изваяние не имеет аналогий в надгробиях античного Северного Причерноморья. А в манере выполнения чувствуется, что безвестный скульптор следовал художественным законам гениального греческого ваятеля Фидия.

55