Вокруг света 1969-03, страница 27

Вокруг света 1969-03, страница 27

ром они так чудесно распевали в машине. Но тут случилась заминка, которая вскоре переросла в целую проблему: оказывается, певцы из племени бабембе не умеют петь по заказу...

Нечто подобное произошло когда мы приехали в деревню Муаензи. Мне надо было зайти к деревенскому кузнецу. Приблизившись к кузнице, я услышал, что он поет в такт могучим ударам железа о железо. Он ковал наконечники для стрел. На следующий день я пригласил кузнеца зайти в наш лагерь, чтобы записать его голос на магнитофон. Он пришел, но петь отказался, хотя я и предложил ему за выступление довольно ценные для него вещи. И тогда кузнец объяснил, что петь просто так, безо всякого повода, он не может. Сначала я подумал, что он просто упрямится или набивает себе цену. Но потом оказалось, что мои подозрения были лишены вся-

ей съемочной группой. Однако поющие собаки настолько пленили мое воображение, что мне не терпелось как можно скорее запечатлеть их на кинопленке.

Через пару дней мы заехали в деревню, где собак было великое множество. Мы нанесли визит вежливости вождю, который пригласил нас в свою большую хижину, и мы целый час болтали с ним о всякой всячине. И вот тогда-то, во время этого ни к чему не обязывающего разговора, вождь и сказал нам, что почти все собаки его деревни используются для охоты, а кроме того, умеют петь. И он согласился продемонстрировать нам их искусство.

Вскоре к нам приблизился охотник с рожком, издававшим протяжные пронзительные звуки. На зов его рожка немедленно откликнулись все деревенские собаки и стали радостно завывать.

кого основания. Когда я поставил магнитофон возле кузницы, запись удалась на славу. Здесь песня приобретала вдруг глубокий и сокровенный смысл. Она не только давала его работе ритм, но и наполняла ее радостью.

Каждая песня бабембе несет какую-то смысловую или эмоциональную нагрузку. И именно потому кузнец не мог петь в нашем лагере: в данный момент песня не была для него органической необходимостью и не мотивировалась ни обстановкой, ни чувством. Запеть просто так, по моей просьбе, для Н'Кая так же трудно, как, скажем, засмеяться безо всякого повода или вдруг заплакать. Ни один человек из племени бабембе, если чувства его молчат, не станет петь по заказу. Быть может, именно поэтому песня играет такую важную роль в их жизни.

Съемку самых трудных эпизодов фильма я решил отложить напоследок, чтобы к тому времени приобрести хоть какой-то опыт работы со сво-

Через несколько минут вокруг нас собрались десятки псов, которые пели и танцевали, выкидывая совершенно невообразимые антраша. Даже щенята являли нам свое искусство: они слабо повизгивали и ковыляли на своих еще не окрепших лапах.

В какую бы деревню мы ни приехали, навстречу нам отовсюду лились потоки звуков. Где жизнь — там и музыка.

В одной деревне я сначала никак не мог сообразить, почему каждый импровизированный куплет слушатели встречают взрывами смеха. Но когда переводчик перевел мне несколько песен, которые поют под сакалу (а сакала состоит из двух небольших калебасов, наполненных зерном и связанных коротким шнурком), я понял, что это своеобразная форма народного юмора.

К примеру, меня сперва несколько озадачило веселье, которым слушатели встречали песню о столь пренеприятном животном, как ядовитая

25