Вокруг света 1969-03, страница 34

Вокруг света 1969-03, страница 34

Вот вроде «райская» сценка: солнечный остров Бикини, по земле которого неуклюже прыгают белоснежные птенцы и ползают гигантские черепахи. Но земля эта отравлена, птенцы унаследовали от роди

телей свою скорую гибель, а черепахи, потерявшие после радиации способность к ориентированию, все дальше и дальше уползают от воды; все дальше — от кромки жизни, все ближе — к смерти.

махерское кресло. Кому оно здесь понадобилось?! Было такое ощущение, будто мы очутились на планете, заброшенной ее обитателями. Но это не была чужая планета, это была наша родина и родина многих наших детей. И это было страшно.

Среди деревьев мы увидели белую табличку: «Внимание! Фрукты с этих деревьев могут стоить вам жизни!» Это о нас позаботились люди из атомной комиссии. Фрукты, и любая другая еда, и сам песок — все на нашем несчастном острове может оказаться зараженным. В одном месте американец, который шел вместе с нами, неожиданно разразился смехом. Мы повернулись к нему и увидели, что он стоит, и смеется, и смот

рит на кокосовую пальму. В пальме ничего смешного не было, просто она была, наверно, единственной на всем острове. Американец отрубил мачете один орех и предложил, смеясь, нам. Мы, конечно, не решились его попробовать. А вдруг он тоже отравлен? «Да нет, он хороший!» — сказал американец и первым отпил сок. Тогда и мы попробовали. Это было первое, что родила наша земля и что не было отравлено.

Потом мы объехали и другие острова, в том числе и самый крупный после Бикини — Энеу. Нам сказали, что первое время нам придется жить именно на Энеу, его легче приспособить для мало-мальски сносной жизни. Но и здесь все зарос

ло буйными джунглями, и здесь земля и песок были покрыты железным ломом.

Пока мы бродили по острову, старый Келон стоял на самом краю пляжа и не отрываясь смотрел в море. Мы тоже взглянули в ту сторону и ничего не увидели. Там было просто чистое море. Потом Келон нам объяснил: раньше там, у горизонта, был виден его родной островок. Но когда американцы сбросили на него бомбу, он исчез, превратился в пыль. От него ничего не осталось. Келон все надеялся разглядеть на горизонте хотя бы самый крошечный кусочек скалы, но там было пусто, одно лишь море. И тогда мы увидели на лице Келона слезы.

На Бикини мы пробыли неделю. Мы вернемся теперь на него только весной. Нам предстоит большая работа. Прежде всего очистить остров от джунглей. Потом посадить кокосовые пальмы. Пальме, прежде чем она начнет плодоносить, требуется семь лет. Надо заново построить дома, школу, церковь, резервуар для воды. Для всего этого потребуется, конечно, немало денег, а верховный комиссар не уверен, будут ли они у нас. В общем пройдет еще не меньше пяти лет, прежде чем мы сможем сказать, что мы действительно вернулись на свой остров. Верховный комиссар говорит, что Бикини еще будет в тысячу раз лучше, чем раньше. У него великие планы.

32