Вокруг света 1969-04, страница 35

Вокруг света 1969-04, страница 35

КОМУ ОТКРЫТ космос

ачиная с 12 апреля 1961 года человек живет уже не только на Земле. Он в лице своих первых представителей отважился дополнить земную среду обитания космической.

Тысячу раз сказано и повторено, что эта среда враждебна всему живому. Но существуют разные грани этой враждебности. От вакуума, сверххолода и жары обезопаситься можно сравнительно несложным путем: стенки космического корабля и даже скафандр надежно изолируют человека от этих влияний. От радиации защититься куда трудней, но и это в конце концов дело техники. Но от эмоций, воспитанных всем предшествующим образом жизни, нет и не может быть никаких физических заслонов.

Впрочем, речь идет о чем-то гораздо большем, чем просто эмоции или просто физиология. Юрий Гагарин, первый, кто столкнулся с космосом лицом к лицу, совместно с ученым-медиком В. И. Лебедевым написал книгугде этому посвящено немало страниц.

Всю жизнь мы обязательно на что-нибудь опираемся. Всегда, за исключением редких секунд прыжка. И все наши предки по эволюции тоже всегда на что-нибудь опирались. Таков уж земной образ жизни, который слепил человека таким, каким он был и есть. И каким он далее быть не хочет.

Но в космическом пространстве при невесомости опоры нет. Мало того. В земной жизни мы твердо знаем, где верх и где низ, и это важно вот по какой причине. В перечислении органов чувств обычно значится: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Итого пять органов чувств. Шестого нет, о нем пишут разве что так: «Каким-то шестым чувством он уловил...»

Так вот: шестое чувство существует абсолютно реально. Это чувство трехмерного пространства, или чувство поля тяготения, как угодно. Есть у человека и соответствующий орган шестого чувства — вестибулярный аппарат.

Представим на мгновение мир, в котором зрение или слух (или осязание) начали бы нам безбожно врать. Белое, а на самом деле черное (еще того хуже — неизвестно какое), близкий звук, а на деле далекий, холодно, а в действительности жара... Легко ли жить в таком мире? Меж тем в космосе во время полета без ускорения наше шестое чувство ведет себя так и только так.

Мы с этим ощущением не сталкивались, и нам трудно оценить его влияние на человека. Вот, однако, рассказ человека, оказавшегося при опытах на самолете в состоянии кратковременной невесомости (цитирую по книге Ю. Гагарина и В. Лебедева):

«Я не понял, что наступило состояние невесомости. У меня внезапно возникло ощущение

1 Ю, Гагарин, В. Лебедев, Психология и космос. Изд-во «Молодая гвардия», 1968.

3 «Вокруг света» № 4

стремительного падения вниз, и мне показалось, что все кругом рушится, разваливается и разлетается в стороны. Меня охватило чувство ужаса, и я не понимал, что вокруг меня происходит».

Это описание кое-что напомнит... психиатру. Он узнает в нем типичную для некоторых болезней головного мозга картину психической реакции, известной под названием «гибели мира».

Если бы утрата опоры, потеря веса и чувства «верха-низа» так влияли бы на всех людей, путь человечеству в космос был бы скорей всего заказан навсегда. К счастью, люди скроены не по одному стандарту. По отношению к невесомости они делятся на три основные группы. Представители первой ощущают лишь некоторую расслабленность или облегчение из-за потери веса (к ним, естественно, относятся космонавты). У людей, второй группы возникают различные иллюзии — им кажется, что они висят вверх ногами, очертания предметов искажаются как в перевернутом бинокле и так далее. О третьей группе уже говорилось.

Это различие (врожденное?) ставит маловажный сегодня, но актуальный для будущего вопрос: всем ли будет доступен космос?

Пока помедлим, с ответом — наш экскурс в психологию человека, оказавшегося вне Земли, еще не закончен. Представьте, что вы сидите в кабине космического корабля. Это не полет, кабина находится на земле. Условия тренировки как будто простые: вам надо по радио сообщать на «Землю» о показаниях приборов и следить за экраном телевизора, на котором появляются схематические изображения. Время от времени сигналы расстраиваются и следует поправлять изображение. Словом, ничего сложного, утомительного и тем более опасного.

Но вот что обнаружили зарубежные ученые (снова цитирую по книге Ю. Гагарина и В. Лебедева): «...Один очень квалифицированный летчик почувствовал головокружение... Другому среди приборов пульта управления стали мерещиться какие-то незнакомые лица. У третьего, по профессии тоже пилота, когда «полет» -подходил к концу, приборная доска вдруг н'ачала «таять и капать на пол»... Был случай, когда участник эксперимента потребовал через 22 часа выключить телевизор, так как от него якобы исходил невыносимый жар...»

Длительная «Робинзонада» на космическом корабле явно не сулит ничего хорошего! Но и подбор экипажа для длительного путешествия — дело отнюдь не простое. Психологи не зря говорят о понятии «психологическая несовместимость»: не всякая группа людей может образовать коллектив, тем более такой, чья прочность