Вокруг света 1969-07, страница 38

Вокруг света 1969-07, страница 38

После нескольких битв армия Зиновии потерпела поражение под Антиохией, а в 272 году остатки войск были разбиты под Эмессой — там, где за шесть лет до того погиб Оденат. В том же году пала Пальмира.

Гордая арабская царица бежала в пустыню на боевом дромадере. После долгой погони римляне схватили ее, и когда император Аврелиан вернулся в Рим, то ее, закованную в золотые цепи, вели за императорской колесницей...

Но Пальмира снова восстала. И легионы Аврелиана снова овладели Пальмирой. Римские легионеры рубили головы статуям — они мстили кампям зато, что не смогли сломить людей. Длинные колонны пленных, вчерашних солдат, крестьян и мастеров, завтрашних рабов, таяли в облаках пыли. Победители сровняли с землей стены города, разрушили храмы и полностью разграбили столицу оазиса — все сокровища храма Бела вывезли в Рим, и там был воздвигнут храм Солнца, куда эти сокровища и были переданы.

...Пальмира, дома и дворцы которой были разрушены, жители или перебиты, или уведены в рабство, опустела в одну ночь.

А пустыня сохранила остатки храмов, театров, триумфальных арок почти такими же, какими они были в тот день, когда последний римский легионер покинул развалины.

Мы не знаем, как выглядела Зиновия — нет ни одного достоверного скульптурного портрета владетельницы Пальмиры, женщины, «чья красота была равна уму, а ум — беспределен».

Можно долго всматриваться в мраморные скульптуры пальмирских горожанок и в каждой из них видеть частицу того образа, который пока не известен... Может быть, у царицы Востока был такой же нежный овал лица, как у этой женщины из Пальмиры, чей портрет хранится в Государственном Эрмитаже, и столь же огромны были глаза Зиновии, и с такой же величавой грустью смотрела она в минуты жестокой усталости от не женской доли ее, ставшей легендой...

И. МОЖЕЙКО, кандидат исторических наук

36