Вокруг света 1969-08, страница 62

Вокруг света 1969-08, страница 62

ли за двадцать два года жизни в джунглях. Из тайников появились якуи — длинные волшебные флейты, на которые, по поверьям, женщинам смотреть запрещено. От их звуков нельзя было скрыться нигде. Раскрашенные воины пели на десятке наречий и кружились в танцах. Зашуршали пестрые головные уборы из перьев. Загремели погремушки из сушеных орехов, привязанные к ногам.

Торжества продолжались весь следующий день и всю ночь. Усталые индейцы заснули к утру. Утром же улетели и столичные гости. Но они оставили след — грипп и воспаление легких. Через несколько дней все чикао были больны. Племя вновь оказалось на краю гибели. Мы с Клаудио, наш самоотверженный врач На-

тельс и медсестра несколько суток напролет ухаживали за ними. Умер один человек, остальных спасли.

Чикао переселились в новое селение, но наши и их заботы еще только начинались. Через некоторое время вновь вспыхнула старая вражда между племенами. Старожилы Парка вспомнили все обиды, которые им причинили в свое время чикао. Объединившись, они изгнали новоприбывших в джунгли. С большим трудом нам удалось найти и вернуть их.

Скорее всего их придется переселить в самый центр Парка, где живут индейцы, с которыми чикао никогда не враждовали. За этим, конечно, последуют другие трудности, другие трагедии, которые

мы не можем предотвратить, но можем только уменьшить.

Иногда люди спрашивают нас, знаем ли мы, что невозможно за* щитить первобытных . индейцев от натиска «цивилизации». Если знаем, то почему же продолжаем свои попытки?

Да, мы знаем, что полный успех невозможен, но, если есть хоть малейшая надежда, мы будем продолжать нашу работу.

Мы понимаем, что Парк Шин-гу — своего рода резервация, но мы не можем защитить индейцев от бандитизма латифундистов на всей территории Амазонки. В Парке по крайней мере мы обращаемся с ними гуманно. В наших условиях это, увы, единственный способ.

Перевел с английского Л. МИНЦ

Ф. САЛАСАР

КАМБОИ ИДЕТ НА ОХОТУ

Воспоминания об этом путешествии до сих пор наполняют меня стыдом. Даже то обстоятельство, Что все содеянное мною было неумышленно, ни в коей мере не смягчает моей вины.

Просто;, мне не следовало отправляться дс вайка, живущим на реке Риу-Матураса, притоке Риу-Негру да севере Бразилии.

До восемнадцати лет я был обыкновенным . хулиганом, каких много в любом большом американском городе. С возрастом Мне стало все ббльше надоедать бесцельное времяпрепровождение, составлявшее основную часть моей жизни. Нужно было вырваться из окружавшей меня среды, причем вырваться немедленно — лучше всего куда-нибудь далеко уехать.

Я нанялся коллектором в антропологическую экспедицию, отправляющуюся в Гватемалу. Мы изучали быт индейцев в джунглях, делали антропометрические обмеры.

Потом было еще несколько таких же путешествий.

Короче говоря, не получив сколько бы то ни было серьезнбй подготовки, я, что называется,

«поднахватался». И все время мне очень хотелось попасть к настоящим «диким» индейцам.

Скопив некоторую сумму, я вознамерился добраться до племени . вайка. Добраться — что дальше, я толком не знал и полагался на течение событий.

Если бы я мог представить, какие это будут события!..

Не могу сказать, что вайка приняли меня чересч^ радушно. Но все же они позволили мне остаться пожить в деревне.

Позволение стоило мне груды бус, зеркалец, ножей. Вождю я преподнес начете. Что бы я ни просил у вайка —- позировать перед моим фотоаппаратом, показать, как стреляют из лука и тому подобное,; — все это требовало очередных даров из моих запасов.

Скоро в деревне не осталось человека, который не мог бы похвастаться каким-нибудь медным, железным, стеклянным или пластмассовым предметом.

Один из индейцев — молодой мужчина по имени Камбои — выпросил у меня часы. Он чаще других бывал у меня, и между нами возникло что-то вроде дружбы. Увы, только вр оде, ибо Камбои относился ко мке корыстно, видя во мне неиссякаемый источник подарков. Да и я отр сился к нему не иначе. брякушки он приносил мк ные предметы индейской *

В общем-то мне довольно надоела жизнь среди в я стал собираться в ь ; путь. Оставалось одно: * ,

До моего появления v

металлического, стекля

фировать индейца-охотника в джунгдях. Я пошел к Камбои. Несмотря на то, что индейцы редко, охотятся в, одиночку, мне удалось; уговорить Камбои. Ко-: нечно, не обошлось без взятки, этого постоянного стимулятора % V нашей дружбы. Он захватил с собой лук, колчан с отравлен- ' нымй стрелами и небольшой кошель с едоиЩЯ же ваял пистолет, банку 1%|рдий и пригоршню галет. // t

Без труда я шел за КамбоИ по 4 f лесной тропе: он продвигался не • так быстро, как я ожидал. С то- f го момента, как мы * вошли в джунгли, я стал с жадностью следить за Камбри: движения его были бесшумны и плавны, он едва касался земли. Солнечные лучи, пробившиеся сквозь густую листву, обливали его тело ровным матовым блеском. Вдруг я^кий-свет резанул глаза, потом это Повторилось еще несколько раз. Я не мог Понять, откуда исходил этот &вет, пока не заметил на руке Камбои золотые часы, мой первый подарок. Через некоторое время начал греметь мешок с моими подарками, который Ка^бйи * * не захотел оставить дома W-'fiph-крепил к своему поясу. Опфэтза он придерживал мешок руками, но это, видно, ему надоело, и мешок гремел отчаянно.

В том месте, куда мы отправи-.ись, дичь была необычайно ред-'ъ. Один раз мы набрели на ле-оеденного зверька размером кролика — остатки обеда ягуа-•а. или оцелота. ,

и не Камбои не было ни одного пстмассового прёдмета.и -

60