Вокруг света 1969-08, страница 60

Вокруг света 1969-08, страница 60

«Умиротворение» занимает недели или месяцы, а чаще всего — годы. Происшествие, которым мы начали свой рассказ, относится к 1956 году. Лишь восемь лет спустя нам удалось подружиться с этим племенем — племенем чикао.

Восемь лет — срок немалый, но для нас время значит мало. Наша работа — отыскивать последние «неоткрытые» народы Земли и устанавливать с ними дружеские отношения. Этому делу мы посвятили всю жизнь.

Бразильскому правительству «умиротворение» лесных племен нужно для того, чтобы индейцы не нападали на геологов и на рабочих, прокладывающих дороги через сельву. Такова поначалу была и наша цель.

Но с годами мы научились любить и уважать индейцев. Мы поняли, как важно предотвратить трагедию, которая становится неизбежной, когда волны цивилизации достигают первобытных людей. И мы стали защитниками лесных племен.

Мы заведуем Национальным парком Шингу Государственного индейского фонда Бразилии С нами начинал еще третий брат — Леонардо, но в 1961 году он умер от тропической малярии. Как раз в том году был основан Парк Шингу. В память брата штаб парка был назван Пост-Леонардо.

Шингу занимает восемь с половиной тысяч квадратных миль. Расположен он близ географического центра Бразилии. Здесь, на грани двух миров, грозные и беззащитные первобытные племена с нашей помощью переходят к новой жизни. Этим решается их судьба, ибо если они не смогут жить в изменившихся условиях, они погибнут подобно девяти десятым коренного населения Бразилии, которые исчезли с лица Земли вскоре после появления белых. Но переселять индейцев

1 Государственный индейский фонд Бразилии — правительственная организация, официальная цель которой— защита индейцев от истребления. Он был создан под давлением прогрессивной общественности. Располагающий крайне незначительными средствами, Фонд не в силах контролировать огромные территории Амазонии, где хозяйничают помещики-латифундисты. На протесты Фонда против истребления индейцев латифундисты, как правило, не обращают ни малейшего внимания, так как власть на местах принадлежит им же. Единственной попыткой действенно облегчить положение индейцев явилось создание Национального парка Шингу. — Прим. ред.

из лесов в Шингу мы начинаем лишь тогда, когда убеждаемся в том, что они смогут жить там.

Мы делаем им прививки против болезней, которые могут занести белые: ведь у первобытных людей нет иммунитета к этим болезням, и любой грипп может истребить целое племя за несколько дней. Мы убеждаем индейцев не воевать с племенами, которые стали их неожиданными соседями. Во всем остальном они живут обычной для себя жизнью. Для посторонних Шингу закрыт.

Случалось нам во время поисков заблудиться в лесу, случалось остаться без еды; бывало, мы возвращались на базу босые, оборванные, страдающие от малярии. Но если мы ведем с собой индейское племя, если вера этих людей в нас сильнее их страха, то наши лишения не напрасны.

Иногда мы путешествуем вместе, иногда врозь. На поиски племени чикао Клаудио отправился без меня в сопровождении восьми надежных индейцев. Об этом племени мы впервые услышали в самом начале 1950 года. Среди окрестных индейцев пронеслась молва, что появилось племя, говорящее на никому не известном языке.

Однажды вечером к нам^ пришел вождь племени наукуа Ка-малив. Он рассказал нам, что на его селение напали дикари из племени чикао; они убили двенадцать мужчин, увели с собой нескольких девушек, а деревню сожгли. Вскоре такому же нападению подверглись индейцы тру-маи, ваура и маинаку.

В отношения между племенами мы обычно не вмешиваемся. Но здесь вмешательство требовалось. Мы решили разыскать племя чикао, но чикао растворились в джунглях. И вдруг в 1956 году чикао напали на селение ваура на реке Батови. Племя ваура послало гонцов к другим пострадавшим от нападений чикао племенам. Создался военный союз, и индейцы готовились к отражению агрессии. Берега реки Шингу обречены были стать полем битвы.

Мы больше не могли ждать. Клаудио и восемь его друзей индейцев, каждый из которых говорил на четырех наречиях, отправились в лодке искать чикао.

На восьмой день путешествия они встретили первые признаки человека: заброшенную хижину, такую, какие строят чикао, кусок сети. На десятый день они нашли бамбуковую стрелу, плывшую по реке, а на одиннадцатый — след:

тропинку, которая вела в джунгли от берега реки.

Друзья спрятали лодку и беззвучно пошли по тропинке. Через три часа они услышали крики: это, чтобы не потерять друг друга в джунглях, перекликались индейцы.

Вскоре Клаудио и его спутники настолько приблизились к селению, что смогли ясно различать голоса женщин и детей. Продравшись сквозь чащу лиан и густую листву, Клаудио увидел чикао.

Перед Клаудио сидел на бревне старый индеец, тело которого было раскрашено блестящей красной краской. Другие мужчины спали, ибо был час отдыха, полдень, когда жара в джунглях особенно сильна. Голубой дымок лениво подымался от тлеющего огня. Вокруг бродили птички — маленькие и яркие попугаи.

Клаудио шагнул вперед. Он был без оружия. В руках, поднятых над головой, он держал яркие, блестящие бусы.

Клаудио и старик на бревне уставились друг на друга. Те тысячи лет, что лежали между ними, перестали существовать на этот миг.

Молчаливое разглядывание длилось всего несколько секунд. Старик с криком вскочил на ноги. Сотни индейцев выпрыгнули из гамаков и из-под кустов, где они отдыхали. Женщины и дети бегом бросились в лес. Мужчины с воплями схватились за луки. Засвистали огромные стрелы. Клаудио и его спутники отступили под прикрытие деревьев. Чикао попытались зайти с флангов, и теперь их стрелы сыпались с разных сторон.' Тогда-то люди, сопровождавшие Клаудио, и выстрелили в воздух. В воздух, а не в нападавших, ибо и Клаудио и его спутники придерживались правила, которое давным-давно установил покойный Канди-до Мариано да Сильва Рондон — основатель Индейского фонда: «Умирай, если это необходимо, но никогда не убивай». Итак, Клаудио пришлось убраться восвояси, оставив на берегу подарки.

Прежде чем мы снова встретились с чикао, над племенем нависла смертельная опасность: к реке Батови пришли золотоискатели и гаримпейрос — добытчики алмазов. Пришли охотники за шкурами животных, лавочники, спекулянты и масса другого сомнительного народа.

Мы услышали об этом вторжении, прежде чем весь этот сброд

58