Вокруг света 1969-09, страница 45

Вокруг света 1969-09, страница 45

тому, кто хочет понять события далекого февральского дня. Разве что это поможет восстановить топографию мест событий. Зато книги, которые мне предоставил Мазе, восьмидесятилетний католический епископ с Таити, занимающийся историей островов Тихого океана, оказались бесценными. «Прочтите их внимательно, и возможно, вам станет ясно, почему был убит Кук... Причины этого вовсе не в дикарстве или каннибализме. Полинезийцы не были ни дикарями, ни каннибалами. Прочтите вот книгу Веделя и работу протестантского миссионера Эллиса — обе эти книги малоизвестны, но вы сами увидите, что это фундаментальные труды».

Старик Мазе — слишком большой знаток Полинезии, чтобы не прислушиваться к его советам; прихватив все книги, которые он мне дал, я покинул Таити, и вскоре самолет доставил меня за четыре тысячи миль от Таити, на Гавайи.

Выйдя из Лондона в 1776 году, Кук привел сюда оба своих корабля — «Резолюшн» и «Дискавери». Маршрут его третьей экспедиции пролегал по северной границе Тихого океана (Кук намеревался найти среди полярных льдов проход между Тихим и Атлантическим океанами), однако он уже во время плавания изменил маршрут и свернул к далекому, но дружественному острову Таити, чтобы там переждать зиму.

Итак, корабли шли новым курсом (подходил к концу 1778 год, Кук находился в плавании уже два года), как вдруг сильный шторм заставил англичан искать укрытия у берегов архипелага Гавайи, открытого Куком за год до этого. 5 декабря корабли вошли в большой залив Ке-ракакоа и бросили там якоря, намереваясь произвести ремонт и запастись провизией.

Гавайцы оказали Куку высшие почести. Множество пирог, в каждой из которых сидело по сотне воинов, окружили «Дискавери» и «Резолюшн». Воины всячески показывали англичанам, что собираются лишь произвести обычный обмен. Но, кроме того; гавайцы, несомненно, хотели продемонстрировать свою силу.

Все было спокойно, и именно в тот день Кук сделал запись: «Ошибка в расчетах мистера Кендалла составляет по долготе всего 7'45" к востоку». Эта запись — последняя в дневнике Кука. Начались длинные дни Керакакоа, бесконечная смена праздников в честь гостей, праздников, в которых сплелись дружба, вражда, хитрость.

Сразу же после высадки между островитянами и матросами произошло множество столкновений и стычек, ожесточивших как тех, так и других. Самой главной причиной напряженности было решение Кука устроить на берегу лагерь, чтобы подлечить моряков, заболевших во время плавания к берегам Аляски. Палатки лагеря были разбиты рядом с маре — сращенным алтарем. Это место считалось табз островитян.

На рассвете 14 февраля группа воинов, внезапно вынырнув из прибрежных зарослей, захватила шлюпку с «Резолюшн».

Кук решил высадиться на берег. Вместе с ним в шлюпке был офицер по фамилии Филипп и девять матросов. Экипаж «Резолюшн» в последний раз видел своего капитана.

Очутившись на берегу, Кук сразу понял, чт.о положение стало критическим. Предотвратить столкновение было уже не в его силах. Летели первые камни, уже не выдержал кто-то из англичан, и раздались первые ружейные выстрелы. Вскоре сражение захватило всех: Куку не удалось ни успокоить своих матросов, ни остановить атаку полинезийцев.

Оставалось прорываться к воде, чтобы сесть в шлюпки. Операция была не из легких, но Кук все же вывел своих людей к берегу и погрузил всех, до последнего раненого на борт. Во время сражения полинезийцы щадили английского капитана, но тут, едва он повернулся спиной к атаковавшим, чтобы приказать своим матросам прекратить огонь, как в тот же момент — фатальный момент! — один из воинов, увидев, что враг показал ему спину, пронзил Кука своим пахао — острым ножом, сделанным из большой раковины. Кук падает на землю, и тотчас же еще один удар, на этот раз копьем, поражает его в живот. Сотни воинов окружают его тело, и вот он уже не виден морякам, которые яростно выгребают подальше от берега.

Девять часов утра мягкого прекрасного солнечного утра; Кук мертв. Шум битвы тут же улегся, молчание вновь опустилось на берег, на спящую бухту, одну из тысяч бухт, открытых английским капитаном за одиннадцать лет путешествий. Таковы факты, голые факты о гибели Кука.

Отчего именно это место стало фатальным для Кука? Такой вопрос я задал себе, когда медленно шел вдоль пляжа, по тому самому месту, где двести лет назад был убит и растерзан Кук. Потомки его убийц — миролюбивейшие люди, которые глядят на меня без всякого интереса, пока я фотографирую то исчезающую в волнах, то вновь появляющуюся табличку, укрепленную в скале. Табличка напоминает о трагическом сражении, происшедшем здесь 14 февраля 1779 года.

Почему же Кук умер именно здесь, именно в этот день и именно на этом острове?

Читая экспедиционные дневники, составленные помощником Кука Кингом и другими офицерами, приходишь к выводу, что во ьсех этих «почему» нет никакой загадочности. Дневники так объясняют причины трагических' событий в заливе Керакакоа: вороватость островитян, их воинственность, враждебность между деревнями, похищение шлюпок с «Резолюшн» и все такое прочее.

Увы, это все поверхностные наблюдения, ибо другие, куда более важные причины ожесточили души гавайцев. Изучение дневников Кука, исследования Полинезии привело меня к другой точке зрения.

Кук установил палатки лагеря вблизи от святого маре, а это не могло не возмутить местных жрецов. Кроме того, Кук был провозглашен на острове богом Атуна, богом всех полинезийцев. И это, конечно, тоже не могло не вызвать неудовольствия гавайских жрецов, ревниво относившихся к своим правам.

Чтобы добраться до корней причины, что сделало врагами людей, которые, я повторяю, были большими друзьями, уважали друг друга, стоит совершить короткий экскурс в религию, мифы и поверья полинезийцев.

И снова дневник Кука будет нам верным про

43