Вокруг света 1969-09, страница 9

Вокруг света 1969-09, страница 9

2. Я работаю в области разведочной геофизики, новой науки о Земле, возникшей полстолетия назад. Задача разведочной геофизики — изучение глубинного строения земной коры, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых путем исследования физических полей на суше и на море, в воздухе, под землей — в шахтах и скважинах. Эта задача будет стоять перед разведочной геофизикой и через 30 лет, на рубеже XX и XXI веков, и, надо думать, через сто лет, поскольку человечество будет потреблять минеральные ресурсы во все возрастающих масштабах.

Разумеется, разведочная геофизика будущего мало будет похожа на сегодняшнюю. Надо думать, что важное место в ней займут автоматические кибернетические системы, обслуживающие комплексы самонастраивающихся датчиков. Ученые-геофизики, широко используя такие системы, будут либо узкими специалистами по одному из методов своей науки, либо аналитиками и синтетиками широкого профиля, причем и та и другая специализации окажутся важными и необходимыми.

Поле деятельности разведочной геофизики с течением времени неуклонно расширяется. Уже сейчас началось интенсивное изучение минеральных ресурсов морей и океанов, которые к концу

XX века будут широко использоваться человечеством; в настоящее время более 60 государств ведут поиски нефти и газа в прилегающих к их берегам морских водах. Образцы лунных пород, доставленные отважным экипажем «Аполлона-11» на Землю в июле 1969 года, означают подготовленный всей предшествующей работой советских и зарубежных ученых по освоению Луны и окололунного пространства первый шаг в непосредственном изучении коры и недр нашего спутника. Если сейчас пока нет оснований рассчитывать на минеральные ресурсы Луны, то не исключена возможность, что к началу

XXI века ученые земляне — селенологи и селенофизики откроют под лунной поверхностью воду, горючий газ, драгоценные металлы и перед человечеством грядущего столетия откроется реальная перспектива освоения Луны на базе использования ее природных богатств.

Потом дойдет очередь и до

Марса и до других планет солнечной системы. Как будет тогда называться наша наука — не знаю, быть может, разведочная планетофизика, но всегда люди того времени будут помнить, что она родилась как разведочная геофизика на нашей Земле в начале XX века.

3. Прежде всего ответственность перед человеческим обществом, на судьбы которого не может не влиять развитие науки. Так, в настоящее время только тот ученый готов для вдохновенного и плодотворного научного творчества, кто понимает необходимость обновления социальной структуры общества перед лицом совершающейся научно-технической революции; кто понимает, что такое обновление означает торжество идей коммунизма, идей Маркса и Ленина на планете.

Для работы в науке надо обладать еще многими важными качествами. Ученый должен быть на переднем крае своей науки, хорошо понимать и чувствовать исторические тенденции ее развития. Для этого он должен быть крайне работоспособен, находить пути для коллективного творчества, быть самокритичным, уметь отделять важное от второстепенного, видеть место исследований, которыми он занимается, в общей картине познания окружающего мира. Поэтому каждый естествоиспытатель обязан уметь философски мыслить.

Как много ни работал бы ученый в течение своей жизни, возможности одного человека ограниченны. Для развития бесконечного процесса познания мира важна преемственность в науке, существование научных школ, наличие учеников у каждого серьезного ученого.

Л. В. ШАПОШНИКОВА, кандидат исторических наук, лауреат премии имени Джавахарлала Неру:

1. Все экспедиции, которые мне пришлось совершить в районы, где живут малые индийские племена — кота, бондо, гадаба, ку-румба и другие, — памятны для меня. Но самой, пожалуй, интересной из них была экспедиция в Нилгири к племени тода, которое доныне сохранило некоторые древние обычаи и элементы матриархата.

Многие ученые считают тода потомками древнейшего населе

ния Индостана, точнее говоря, древнейшего пришлого населения. Тода, очевидно, родственны дравидам, составляющим основное население индийского юга. Многое загадочно в этом племени: некоторые его обычаи напоминают обычаи древних шумеров, другие — обычаи народов Кавказа. Подробное изучение тода может позволить восстановить путь, по которому пришли в Индостан дравиды, поможет пролить свет на многие проблемы истории древней Индии. Пребывание среди этих очень мягких, дружелюбных людей, безусловно интересных для исследователя своими обычаями и укладом жизни, дало не только много материала для размышлений, но и было памятно-приятным...

2. Очень трудно прогнозировать на столь отдаленное время. Но можно с уверенностью сказать, что на Земле основной проблемой или, я бы сказала, трудностью этнографии того времени будет, очевидно, все большее исчезновение «живого материала», с которым необходимо работать исследователю. Ведь племен, сохранивших общинно-родовой строй, на земле становится все меньше и меньше: часть из них ассимилируется крупными народами, другие под влиянием окружающей среды, находящейся на более высокой ступени культуры, утрачивают свои обычаи и традиции.

Ряд проблем, над которыми сейчас работают историки и этнографы, к тому времени, по-видимому, найдет свое разрешение. А это повлечет за собой новые проблемы...

3. Исследователь должен обладать творческим воображением и умением реконструировать прошлое во всем его богатстве и сложности. Для успешной исследовательской работы ученому необходимо быть свободным от традиционного и схематического восприятия новых фактов. Нужно не бояться критически осмыслить свои прошлые достижения и, убедившись в ошибке, вовремя отказываться от старых представлений.

Нужно уметь рационально расширять круг своих знаний.

Наблюдательность и целеустремленность — качества, необходимые исследователю. И наконец, ученый должен уметь хорошо и доступно излагать свои мысли.

7