Вокруг света 1969-10, страница 34

Вокруг света 1969-10, страница 34

«ХОЗЯИН БЕСОВА КАМНЯ»

Бешено ревет и пенится водопад Шейрукша. Массивный каменный остров перегородил русло реки Выг в ее низовье, при впадении в Белое море, оставив для протока лишь узкую щель с огромным порогом. Каждую весну подходят к водопаду косяки рыб, идущих на нерест. Повинуясь инстинкту, стремятся они преодолеть порог и подняться в верховье реки. Но лишь самым сильным удается буквально переползти по камням через порог. Масса рыбы гибнет, разбиваясь о камни, становясь легкой добычей многочисленных птиц и зверей.

И так из года в год, тысячелетия.

Трудной была жизнь древних человеческих поселений в Карелии. И такое место, как водопад Шейрукша, в изобилии дававший весной пищу, мог казаться им чудом — священным местом. Охотники со всего Выга стягивались сюда, делали остановку и не только пировали, но и совершали ритуал символической охоты перед отправкой на основной летний промысел на Белое море, выбивая на камне изображения зверей, «поражая» «их своими копьями с каменными или костяными наконечниками.

И так из года в год, тысячелетия.

Постепенно камни у водопада оказались покрытыми массой изображений зверей, и до сих пор видны следы от ударов древних копий. Надежда

на удачную охоту заставляла древнего художника как можно точнее изображать животных.

Примером точности, наблюдательности, порт-ретности могут быть силуэты лебедей, выбитые на тех же камнях. Это не заученный иероглиф лебедя, как обобщенный символ, а портрет определенной птицы. У древнего художника были опытная рука и безошибочный глаз.

Характерны и изображения человека: древний художник всегда рисовал его в действии — охотящимся, идущим на лыжах, плывущим в лодке или сражающимся. Человека вне действия на камнях Шейрукши нет. Эта зоркость и верность детали доходила до того, что мы можем даже узнать, какого «фасона» бороды носили тогда охотники. э

О стремлении древнего художника Шейрукши к точному, портретному изображению говорит и группировка петроглифов. Это не завершенные, целостные композиции в современном понимании, а набор деловых зарисовок, как бы огромные каменные «записные книжки» многих и многих поколений. Некоторые изображения приходилось буквально втискивать в оставшиеся свободные места на камне, а когда не хватало места, то и перекрывать ранее нанесенный рисунок. Зарисовывалось лишь то, что имело жизненно важный смысл для племени. Разные сюжеты изображе

32