Вокруг света 1970-04, страница 22Как подчеркивали участники международного Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве, во многих странах Латинской Америки «...еще сохранились феодальные пережитки и имеется масса безземельных крестьян». В этом отношении Эквадор — весьма показательная страна. В Эквадоре живет 6 миллионов человек, из них половина — индейцы: кечуа, аймара и другие. В Эквадоре сейчас половина всей земли (а сельское хозяйство — основа экономики страны) принадлежит кучке латифундистов. Эквадор ■— одна из самых бедных стран континента. Даже по официальным данным средний годовой доход на душу населения составляет лишь 160 долларов, но. для индейских семей он еще ниже — всего 70 долларов. Лишь 5 процентов населения (по тем же данным) питается нормально. Из каждой тысячи детей 115 рождаются мертвыми, а 487 умирают в младенческом возрасте. Почти четвертая часть трудоспособного населения — безработные, больше половины взрослых неграмотны. Почти триста лет длилось в Эквадоре испанское владычество. Теперь на смену испанским конкистадорам пришли американские империалисты. «Зеленое золото» страны — бананы, по экспорту которых Эквадор занимает первое место в мире, — они «перечеканивают» в американские доллары. «Демократические» правители Эквадора, сменяющиеся с калейдоскопической быстротой (за довольно короткий промежуток времени они успели «подгрить» народу 27 конституций), с готовностью помогают американским монополиям грабить страну. Чтобы понять сегодняшний Эквадор, не обойтись без знания тонкостей местного языка. Слово ФАУСТОАНДРАДЕ — Да, обездолил дон Октавио наследников. — Сейчас бы самое щремя вернуть отцовское наследство. Кадена продаст землю вместе с индейцами. Торговаться не станет: он столько лет не (платил им за работу, что теперь ему выгоднее избавиться от наглых безбожников, чем рассчитываться с ними. — А новый хозяин, разумеется, не обязан платить •им долги своего предшественника, — сказал судья, и в тоне его прозвучали железные нотки хозяина. Помешать совершиться бесчестной сделке между судьей и асьендадо можно было, лишь доставив в Кито петицию, подписанную индейцами имения Кадены. Но бумага должна была быть там прежде, чем они оформят купчую, поэтому мы юпешили покинуть деревню, чтоб уже к утру попасть на Панамериканское шоссе. Но приближалась гроза, и индеец Хесус, деревенский староста, посоветовал нам переждать ее. Он показал заброшенную хижину, Ирендаторы помещика Эриберто Кадены обратились в суд с жалобой: — Двенадцать лет гомонал 1 не считает райя, — показывали они судье райя — палочки с зарубками, отмечавшими дни, отработанные на асьенде. Но всегда заодно судья и помещик — асьендадо. Не желая разобраться в индейской грамоте, крестьян 'выпроводили вон, заявив, что суду нужны документы, а не эта дикарская бухгалтерия. '— Будь асьенда моя, посчитал бы я «им райя кнутом по «шине, — «шепнул судья секретарю. — Ваш покойный батюшка (корми, господь, его розами!) за полцены отдал прекрасное поместье, когда (кредиторы ему, как говорится, приставили крест ко рту. 1 Гомонал (испан.) — пренебрежительное наименование помещика. — Прим. ред. |