Вокруг света 1970-09, страница 24

Вокруг света 1970-09, страница 24

речная вода в США будет использована полностью. Дело, конечно, не в том, что американцам нечего будет пить, а в том, что промышленность не сможет развиваться, если она не будет получать пресную воду извне.

Мы находимся в более выгодном положении, чем другие крупные индустриальные страны, потому что запасы пресной воды у нас е|ще значительны, хотя природа нас в этом смысле несколько обделила: наша страна занимает примерно 16 процентов суши, а доля ресурсов пресной воды, которая приходится на эту территорию, равна лишь 11 процентам общемировых. И распределены они крайне неравномерно — почти девять десятых падает на северные и восточные районы, что, правда, улучшает перспективы их развития. Пожалуй, как нигде значительны у нас и сезонные колебания, особенно на юге, где 90—95 процентов речной воды уходит с весенними паводками в море. Континентальный климат, ничего не поделаешь!

Поэтому наша страна принимает меры для охраны своих водных богатств, лучшего их использования, умножения, чему свидетельство опубликованный в печати проект Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик. Точно так же не случайны многочисленные планы регулирования и поворота рек.

— Их осуществление сопряжено только с техническими трудностями?

— Позвольте мне не сразу ответить на ваш вопрос. Главными в использовании воды . в разное время были разные факторы. Начиная с эпохи Петра I и до 20-х годов нашего столетия ими были нужды водного транспорта. Практически все регулирование рек, которое тогда проводилось, было подчинено одной задаче: связать главные водные артерии страны. В 30-х годах произошла смена ведущих факторов. Интересы транспорта не были забыты, но главную роль стали играть потребности энергетики.

Одно и то же количество энергии можно получить как за счет большой массы медленно текущей воды, так и за счет малой массы быстротекущей воды. Здесь, да не покажется это странным, рельеф выступает в роли природных ресурсов. В Норвегии, например, на душу населения приходится самое большое «в мире количество электроэнергии. За счет чего? За счет горного рельефа, за счет влажного климата, за счет многочисленных горных рек. В ущельях требуется сравнительно небольшая плотина, на равнинах для добычи тех же самых киловатт-часов — куда более протяженная. И водохранилища в горах получаются маленькими, не надо затапливать огромные пространства. Но природа и здесь оказалась к нам немилостива. Все горные массивы, кроме пологого Урала, далеки от промышленных центров, а перебрасывать электроэнергию на большие расстояния так, как это делается сейчас, ® 30-х и 40-х годах никто не умел. А электроэнергия, как вы знаете, была остро необходима, иначе бы мы не успели своевременно создать, а после войны восстановить промышленный потенциал. Мы вынуждены были перегораживать плотинами равнинные реки — Волгу, Каму, Днепр.

Издержки были очевидны и тогда. Создавая искусственные моря, мы сразу же теряли обширные мас-:ивы плодородных земель. Для орошения же новых требовались годы и большие капиталовложения. А земля, эта главная производительная сила сельского хозяйства, как известно, невосполнима и незаменима. Кроме того, обширные водохранилища на

юге увеличивают испарение воды там, где она больше всего нужна. И эта цифра велика — около 10 кубических километров в год. Уменьшается также скорость водообмена. Помните слова древнегреческого философа: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»? Все точно. В среднем речная вода полностью обновляется за 20—25 дней, то есть по истечении этого срока в реке не остается ни капли прежней. Плотины на равнинах замедляют процессы водообмена в искусственных морях, например в системе Волжских водохранилищ, до 180 дней, резко меняют режим грунтовых вод, что, как правило, отрицательно сказывается на биологии рек.

— И происходят не всегда благоприятные изменения климата?

— Климат как таковой не меняется, это преувеличение. Но климатическая обстановка на расстоянии 20—30 километров от крупного водохранилища претерпевает существенные изменения. Холодней становится первая половина лета, теплей — вторая. Растительность это сильно чувствует. Установлено, что в северных районах в зоне влияния водохранилища заметно уменьшается выход биомассы.

Все очень сложно и диалектически взаимосвязано. Получая одно, мы теряем другое, интересы настоящего не всегда совпадают с интересами будущего. Волховстрой, например, славная и немеркнущая страница советской гидроэнергетики. Но когда в 30-х годах возник проект Окского каскада, так сказать, целой гирлянды Волховстроев, то даже тогда, в условиях острой нехватки энергии, этот проект сочли невыгодным. Почему? Да потому, что и при строительстве Волховской станции и тем более при возведении Окского каскада под воду ушли бы земли, необходимые для пригородных овощных и молочных хозяйств. То, что было оправданно и целесообразно в начале 20-х годов, в 30-х годах стало уже и невыгодно, и нецелесообразно. Так что все надо рассматривать в исторической перспективе.

— Значит, в будущем...

— Сейчас наступает новый этап. И снова все не так просто. Умозрительно мы и раньше понимали, что природа — это сложная, диалектически взаимосвязанная система, что ту же воду надо регулировать комплексно, с далеким прицелом на будущее. Но насущные потребности часто были слишком безотлагательными, да и наука многого не знала. Сейчас происходят определенные сдвиги. Приведу такой пример. На Ангаре возле устья реки Чадобец предстоит возвести мощную Богучанскую гидроэлектростанцию. С самого начала возникло два варианта. Плотину можно поставить ниже устья Чадобец. Тогда будет затоплена большая часть долины Чадобца, мы потеряем обширные пространства леса, под воду уйдут железорудные месторождения. Таких потерь не будет, если плотину поставить выше. Но тогда мощность ГЭС уменьшится вдвое.

Сначала все же намечался первый вариант. А теперь проект пересмотрели сами гидростроители и плотину решили поставить выше устья.

Но дело не только в лучшем осознании проблемы. Доля гидростанций у нас по выработке электроэнергии не превышает 15 процентов. В дальнейшем, возможно, она будет несколько падать. Причин тому несколько, в частности развитие атомной энергетики. Человечество вступает в век атомной энергии.

С другой стороны, вода становится дефицитным полезным ископаемым. Тем полезным ископаемым,

22