Вокруг света 1970-09, страница 63

Вокруг света 1970-09, страница 63

Л МИНЦ

ШСШВЛЯч^

шш

J Таджикистане можно выйти к базару с за-| j крытыми глазами — на звук музыки. Музы-^ ка как начинается рано утром, так не прекращается, пока не закроют базар. Можно выйти к базару с закрытыми глазами и на запах, особенно в дынный сезон. Только зачем с закрытыми глазами ходить?

В любом городе базар — это вроде бы посольство деревни. До базара еще далеко, а на пути все больше встречаешь людей, одетых не по-городскому, и что ни старик, то и чалма другая: у кого ослепительно белая, у кого серая («афгани», как здесь говорят); у кого — гладкая, у некоторых — из перекрученной в нетугой жгут материи. И тюбетейки разные — в городе больше четырехугольные, а тут все чаще видишь круглые, с кисточкой над ухом. Такие тюбетейки только таджики-памирцы носят.

Таджикский базар начинается с лепешек, а вернее, лепешки начинаются еще до базара, за сотню метров от входа. Чем ближе к базару, тем и толчея гуще. Грузовики дудят, никак сквозь народ не протиснутся. Пожалуй, на арбе доберешься быстрее. У таджикской арбы колеса — с человеческий рост. Таджикистан — горная страна, на пути много рек и речек, вот и подняли арбу, чтоб ни товар, ни людей

не замочить... Но все равно так быстро, как ногами, даже на арбе не доберешься до базара. Еще до лепешек застрянешь.

Лепешки все круглые, в середке тонкие и дырчатые, а по краям толстые и пышные. Лепешки разные — с тмином, с маком, просто лепешки с бублик величиной и лепешки-гиганты — с колесо от трехколесного велосипеда.

Я купил себе такое «колесико». На нем хорошо пропеченные буквы налезают одна на другую «Нуни ман — бахти шумо аст». «Нун» — хлеб, «бахт» — счастье, вместе — «Мой хлеб — ваше счастье». Со «счастьем» под мышкой иду дальше. Смотрю: под деревьями на ковриках сидят старики, а вокруг них горы орехов. Старики ноги поджали и сидят спокойно, с соседями разговаривают. Пьют чай из пиал. Стой хоть пять минут, рассматривай, изучай товар — ухом не поведут. Ни одним приглашающим жестом, ни словом похвалы в адрес своего миндаля или фисташек не попытаются ускорить совершение сделки.

Так уж здесь полагается: раз пришел покупать, значит знаешь, что тебе надо, иначе зачем пришел? А знаешь, так сам выбирай.

Я вот, например, не знаю, что это за белые катыши продают. Купил немного. «Что это?» — спрашиваю. «Катык, — говорят, — сушеное овечье молоко». Сунул в рот — чуть зубы не сломал, а по-

Фото А. КУЛЕШОВА

61