Вокруг света 1971-09, страница 11

Вокруг света 1971-09, страница 11

ных станциях, выполняемых людьми. Поэтому в организациях Гидрометеослужбы СССР продолжают самым широким образом использоваться и обычные наземные метеорологические наблюдения.

Часть метеорологических данных идет в бюро погоды при штабах морских операций, данные астрономических наблюдений за дрейфом острова каждые сутки поступают гидрологам-прогнозистам. Они используют их при составлении прогнозов ледовой обстановки на трассе Северного морского пути, поскольку ледовые условия в арктических морях тесно связаны с характером дрейфа льдов. Навигация на севере как сельскохозяйственная страда — день год кормит. И знание погодных и ледовых условий очень помогает морякам использовать каждый день, каждый час для переброски потока грузов.

Продолжая наш рассказ об изучении Полярного бассейна, необходимо заметить, что не всегда и не во всем удается следовать при этом букве программы, составленной еще в институте. Местные условия вносят свои поправки. Когда мы еще только готовились к дрейфу, предполагалось, что ледяной остров вскоре выйдет на большие глубины, а затем будет пересекать район, простирающийся над подводным хребтом Ломоносова. Исходя из этого ставились и задачи экспедиции: особое внимание требовалось уделить изучению глубинных течений. Случилось, однако, иначе. Вначале ледяной остров довольно долго петлял, кружился в одном районе, вблизи островов Де-Лонга, пока не налетел на мель. После этого события его дрейф заметно ускорился. Избавившись от одной пятой своего объема, наш «фрегат» словно сбросил с борта балласт и резко увеличил ход. В течение весны и начала лета мы шли на северо-запад так, что «только столбики мелькали»-.

К концу лета сильными северными ветрами остров был вновь отброшен почти к самой 77-й параллели, и совсем рядом мы увидели скалистые очертания острова Генриетты. Словом, к концу годичного дрейфа ледяной остров все еще находился в «предгорьях» хребта Ломоносова, и об изучении глубинных течений не могло быть и речи. Однако изучение подледных течений и особенно дрейфа ледяного острова в этом районе имело особый смысл.

В недавнее время выяснилось, что довольно интересные результаты получаются, если астрономические наблюдения за дрейфом осуществляются одновременно на трех дрейфующих станциях, в плане образующих треугольник со сторонами 150—200 километров. Именно такое расположение станций и наблюдалось зимой, и мы вместе с астрономами двух других дрейфующих станций принялись за осуществление этой программы наблюдений.

Два раза в сутки в один и тот же срок наводились на звезды трубы теодолитов и определялось местоположение всех трех станций. Один раз в месяц в точно указанный срок уходили на одни и те же глубины (горизонты) буквопечатающие вертушки, фиксирующие в течение суток направления и скорости течений. Подобные совместные наблюдения проводились в зимний период впервые, и мы на деемся, что полученный нами материал поможет ре шению одной из задач в изучении дрейфа льдов Благодаря нашим наблюдениям появляется возмож ность сопоставить дрейф ледяного острова с дрей фом обычных паковых льдов, на которых распола гались другие станции.

Но, главное, получены новые данные для изучения так называемого глобального дрейфа, то есть дрейфа на значительных пространствах, по одновременным наблюдениям. И здесь могут обнаружиться интересные вещи как при изучении связи дрейфа льдов с ветровым режимом, так и в исследовании космических влияний на дрейф.

В последние годы ученые все шире занимаются вопросами изучения крупных климатических изменений в жизни Земли, стараясь понять характер климатических ритмов и причины их возникновения. Большинство из них склоняется к мысли, что крупные или эпохальные изменения климата на Земле связаны с положением Земли в космосе и влиянием на ее оболочки различных космических факторов. Но гипотезы требуют доказательств.

И тут неоценимым подспорьем служат материалы, доставленные нам из глубины веков самой природой. Кольца деревьев, ленточные глины, илистые отложения озер хранят летопись климатических изменений. Они отразились в межгодовых изменениях площади колец гигантской секвойи и толщины слоев снегового покрова Антарктиды.

Подобные же слои можно обнаружить, сделав вертикальный разрез ледяного острова. Задача эта очень сложная и трудоемкая. Но и здесь на помощь нам пришла природа. Как говорится, нет худа без добра. В момент разлома ледяного острова некоторые обломки переворачивались вверх «килем», другие же опрокидывались набок, открывая полностью свой «борт». Тут уж слоистая история острова предстала во всей красе. Сквозь налет серого ила проглядывали слои различной толщины и даже различного цвета. По виду они были очень похожи на те, что можно обнаружить, разглядывая выходы геологических пород на берегу реки.

Интересовало нас не только прошлое, но и настоящее нашего ледяного острова. Ведь дрейфующая станция на айсберге создавалась впервые, и все здесь было неизведанным.

ЗАГАДКИ, ПРОЕКТЫ, ОТКРЫТИЯ

ДРЕВНЕЙШИЕ КНИГИ МИРА

В 1946 году недалеко от Луксора, в Объединенной Арабской Республике, местные крестьяне случайно откопали глиняный сосуд, в котором обнаружили несколько необычных книг: в переплетах из мягкой кожи были скрепленные между собой и иногда пронумерованные папирусные страницы, покрытые исключительно красивым почерком. Сначала эти манускрипты, разделенные на отдельные части, были раскуплены коллекционерами-любителями просто как любопытные древности по смехотворно низкой цене.

Позднее, когда о рукописях стало известно ученым, они были приобретены правительством ОАР. И тут после ознакомления с папирусными книгами эксперты сделали сенсационное открытие: 13 найденных томов оказались самыми древними из известных образцов рукописных книг!

Находка крестьян стала настоящим кладом для ученых еще и по другой причине. В 13 переплетах было собрано более 50 текстов на коптском языке, до сих пор неизвестных специалистам. Это наследие мистической секты гностиков, существовавшей на Ближнем Востоке на рубеже нашей эры, кото

рые утверждали, что они якобы нашли путь к познанию тайн бытия.

В декабре прошлого и в начале нынешнего года в Каире работала комиссия ученых из десяти стран, созданная под эгидой ООН и правительства ОАР и изучавшая эти ценнейшие манускрипты. Шесть томов сохранились хорошо, а остальные состоят из сотен обрывков папируса, которые переданы сейчас для анализа экспертам. В скором времени будет выпущено факсимильное издание луксор-ских книг, а с 1972 года начнется публикация их переводов на английском и французском языках.