Вокруг света 1972-02, страница 23

Вокруг света 1972-02, страница 23

ционные связи внутри племен, составляющих народность, долгое время значительно превышают связи межплеменные. И может наступить такой момент, когда только очень пристальный взгляд может увидеть разницу. Значит ли это, что традиционная культура тоПр или иного племени исчезла совсем? Нет, то, что было необходимо для существования союза племен, народности, стало общенародным достоянием. И в то же время можно сказать — да, исчезла: она перестала быть этнически чистой.

В принципе то же самое происходит и сейчас — в случаях, подобных бретонскому.

— Отмечая это явление, некоторые западные исследователи считают, что перед каждым малым народом объективно как бы стоит дилемма — или сохранять свои национальные традиции в ущерб социальному развитию, или идти по пути социального прогресса, пожертвовав своей историей...

— Мне кажется, что социальный прогресс такую дилемму не выдвигает. Пример тому — опыт культурного строительства в нашем советском обществе.

В своем ответе английскому историку А. Тоинби академик Н. Конрад писал: «...Наша революция поставила перед нами задачу создания не только исторически нового общественного строя, но и соответствующей ему системы культуры. Эта система должна быть единой для всего нашего общества и в то же время учитывать, что каждый народ, входящий в наш Сбюз, имел и имеет свою собственную культурную традицию, а многие из этих народов имеют и свою особую, большую, длительную культурную историю... Каждый народ должен иметь свою культуру, и в то же время своя национальная культура у каждого народа должна составлять часть общей культуры советского общества — культуры социалистической».

На Востоке говорят: мир потому велик, что он не отбрасывал ни одной песчинки. Даже когда тот или иной народ как бы отсекается от своих традиций — это может означать лишь то, что он перестанет быть проводником их. Но эту роль — опосредованно — в какой-то степени начнут играть другие народы, вобравшие в себя эту этногруппу... Исчезли скифы, но что-то от их эпоса, легенд, сказаний оживает в искусстве их преемников; погибла древнегреческая цивилизация, но памятники ее искусства — по сути дела, материализованная наследственная информация — стали основой эпохи Возрождения...

Разве «Илиада», «Одиссея», древнегреческие мифы, «Рамаяна», «Сказание о Гильгамеше», «Калевала», «Слово о полку Игореве» — перечень можно продолжать бесконечно — принадлежат лишь тем эпохам и народам, что создали их? Нет. Сегодня они принадлежат и всему человечеству.

Но уповать только на естественное «выживание»

исторического опыта народов нельзя: все же потери могут быть слишком велики. Да, любое общество как бы отбирает из своего культурного прошлого лишь то, что необходимо ему для его существования, повседневной жизни. Но кто возьмет на себя смелость утверждать, что то, что, казалось бы, не нужно сегодня, останется бесполезным и завтра?

...Представьте себе, к примеру, что было бы, если бы утратилась национальная одежда народов Севера — одежда, принцип которой сейчас используется повсеместно полярниками. Современные градостроители сейчас все чаще и чаще прибегают к опыту древних кочевников — сейчас наука вплотную столкнулась с проблемой возведения поселений временных: например, около какого-то месторождения, запасы которого ограничены. Современные кораблестроители исследуют гидродинамические качества полинезийских катамаранов. А сколько тайн древней медицины еще ждут своего ' современного воплощения?..

Работа по сохранению этих народных традиций чрезвычайно сложна и многогранна: ведь искусственно тормозить растворение какой-либо малой этнической группы в современном цивилизованном обществе, искусственно задерживать социальное их развитие только ради сохранения экзотики преступно. Даже если такие попытки делаются с самыми благородными намерениями — можно вспомнить пример подвижнической работы братьев Вилас Боас, бразильских этнографов, которые пытаются спасти от вымирания индейские племена, организуя этнографические заповедники, — они, на мой взгляд, обречены на неудачу.

Но у братьев Вилас Боас не было другого выхода. Их толкала на эту работу альтернатива — или спасти племена, которые не могут в силу социальных причин ассимилироваться в современном обществе, или ждать их полного вымирания, опять же в силу социальных причин.

Необходимо уже сейчас помнить: любая древняя легенда, народная мудрость, живущие сегодня, завтра могут забыться под нарастающим прессом современной информации.

Английские цыгане, предположим, растворятся в английской нации, но наука не имеет права допускать, чтобы исчезли из общего фона культуры человечества ценности, выросшие из многовековых навыков «цыганского образа жизни». Конголезская нация только образовывается — значит, уже сейчас необходимо в полном объеме вести научную работу по сохранению культурных богатств племен и народов, приступивших к созданию государственной общности: завтра может быть поздно.

Ради жизни будущих поколений мы не имеем права допускать, чтобы хотя бы крупица драгоценного исторического опыта народов забылась в суматохе будней нашего века.

21