Вокруг света 1972-02, страница 28

Вокруг света 1972-02, страница 28

Кто такие цыгане? Откуда они пришли? Сколько их?

На каждый из этих вопросов трудно ответить точно. По некоторым подсчетам, их около двух миллионов, по другим — около трех.

Известно, что живут они во всех странах Европы, в Азии — до самой китайской границы, в Африке — в странах севернее Конго и в обеих Америках.

На разных языках их называют по-разному, и в этих названиях отразились легенды об их происхождении, ибо в разные времена род их выводили из разных стран: из Египта (отсюда и название «джип-сиз», «гитаны»), из Богемии («боемьен»).

Цыгане и сами не знали, откуда они, но на своем языке называли себя «ром», что значит «человек».

Исследования цыганского языка привели ученых не в Египет, не в Богемию, а в Индию. Лингвистика и изучение антропологического типа помогли ученым к середине прошлого века установить, что предки цыган — выходцы из Центральной и Северо-Западной Индии. Они покинули свою родину между V и X веками нашей эры. Однако в самой Индии никогда не было ни такого народа — цыган, ни цыганского языка. Дело в том, что цыгане как народность сформировались из покинувших Индию представителей низших каст — в основном из касты бродячих

танцоров, музыкантов, гадальщиков «дом» — уже за пределами Индии.

Слово «цыгане» — это ныне не только наименование представителя определенной народности, отличной по языку и обычаям от других народов, но и социально-историческое понятие. Цыган — это человек, ведущий определенный образ жизни (цыганский, бродячий), находящийся практически вне социальной структуры общества и обладающий в силу многих причин определенными особенностями психологии.

Часто настоящие цыгане и «цыгане» по образу жизни смешиваются между собой и образуют новые группы. Английские цыгане, о которых рассказывается в публикуемом очерке, как раз такая смешанная группа. Сами себя они неохотно называют цыганами («джипсиз»), предпочитая название «трэвел-лерз» («путешественники, бродяги»). Может быть, потому, что название «цыган» вызывает порожденное предрассудками недоверие у обывателей. Своего языка они не имеют, а в разговорах, не предназначенных для чужих ушей, употребляют жаргон с некоторой примесью цыганских слов. По подсчетам английских этнографов, в Англии живет примерно 30 тысяч цыган-«трэвеллерз». Занимаются они традиционно «цыганскими» промыслами: торговлей лошадьми, гаданием, мелочной торговлей, а также сезонными работами.

з поезда вывалились дружно, десяток метров после платформы держались вежливо заинтересованными парами, тройками, потом, с достоинством раскланявшись и бросив приветливое «си ю монинг» — «пока», двинулись — кто торопливо, пешком по чистенькой улице, кто степенно — к машинам. И еще не истекли отведенные электричке три минуты, а на станции Паддок-Вуд стало пусто. Осенний будний день кончался. В пабе — пивной — рядом с автобусной остановкой одинокий старикан с любопытством глянул на нас и вежливо уткнулся в свою пивную кружку. Хозяйка со сдержанной заинтересованностью повернулась к нам: «Как добраться до хмелеварни? Прямо у па-ба останавливается автобус. Сойдете у гостиницы «Голубой колокол». Ах, пешком? Это далеко — мили полторы-две».

Тихие домики накрепко впали в спячку, хотя по стрежню улицы-шоссе неиссякаемо струились машины. Мелькнули под горбатым каменным мостом рельсы, картинка-вывеска паба «Мешок хмеля». Кондуктор неразборчиво напевал названия остановок. Проносились доски с написанными мелом призывами: «Свежие яйца», «Прекрасные яблоки и сливы», «Самые свежие овощи — поворот сразу за дубами».

Наконец выплыли навстречу кирпичные башни, крытые драночными зелено-замшелыми конусами. Напротив в деревьях блеснули окна гостиницы, вывеска с голубым колоколом вытянулась фанерной ладошкой над шоссе и осталась позади.

«Мы уже проехали вашу гостиницу». Развеселый кондуктор всполошился, нажал звонок. Водитель пробурчал что-то извиняющееся.

Приехали. Тихий вечер лежал на шоссе, сжатом стенками непроглядного боярышника. Машины вкрадчиво выскальзывали из-за поворота дороги. Водители опасливо сторонились нас — редкостные пешеходы на узеньких обочинах местных дорог.

На асфальтовом пятачке единственная машина — пожарно-красный двухместный «ягуар» — прильнула к красной телефонной^ будке. «Ягуарщик» вопил в трубку, почти вывалившись из будки:

«Наших — никого! Дыра — жуть! Одни абориге-

1 ны!» Он орал прямо в лицо I женщине в холщовом переднике, примостившейся на скамеечке. Она, скрестив на груди руки, возмущенно ворчала: «Никого нет! Разве мы для них люди! А-бо-ри-гены! Пиво небось наше дует почем зря».

Парень окончательно вывалился из будки, не отрываясь от трубки: «Нечего здесь делать. Заваливайтесь к Марке! Что, тридцать миль! Буду через полчаса!» Трубка брякну-j лась, не сумев уцепиться за рычаг, «ягуарщик» шагнул через дверцу, не успев сесть, нажал, рванул куда-то, где была «жизнь», «наши» и не было «аборигенов».

«Аборигенка», зажав одно ухо ладонью, крепко приникла другим к освободившейся трубке.

А за полоской шоссе синий терпкий дым поднимался над ворохом стеблей. Мешаясь с вечерним туманцем, он обволакивал десяток черных дощатых амбаров. В облупленной палатке (родной сестре малаховской «Прием от населения костей, тряпья, макулатуры»), в окошке, залепленном пенсо-выми пакетиками жвачки, водянистого мороженого, воздушной кукурузы и чипсов, зажгли свечку. Откинулась ситцевая завеса на двери одного амбара, обнажив нутро безоконной, три на пять метров каморки: раскладушки, кровати, тюфяки, пестрый узел, дощатая полка — стол на стене, младенец в одном резиновом сапоге, женщина в бигуди, освещенная керосиновой лампочкой-семилинейкой с закопченным стеклом. То, что сначала показалось чем-то вроде складского амбара, было жильем.

За болотцем под высокими вязами запиликала музыка. Ребятня, бросив платоническое созерцание чипсов и жвачки, затрусила туда. Степенные парни в свежих сорочках покинули свои посты у дверей «амбаров» и двинулись к замшелым башням.

Когда-то их предки — бродячие гадальщики, кузнецы, музыканты — вышли из Индии. С тех пор цыгане разошлись по разным концам света, расселились среди разных народов и утратили между собой всякую связь. И ныне английский цыган отличается от цыгана индийского не менее, чем англичанин от индийца...

М. КОНДРАТЬЕВА, соб. корр. «Вокруг света» в Лондоне