Вокруг света 1972-02, страница 40

Вокруг света 1972-02, страница 40

собствует консолидации народа, создавая новые связи, уничтожая межплеменные перегородки.

Если житель деревни, занимающийся сельским хозяйством, продолжает оставаться в плену традиционных, местных методов обработки земли, местного быта, местных обычаев, замкнут в изолированной сфере натурального хозяйства, то индустриальные рабочие вырваны из этого замкнутого ми^а хотя бы на несколько часов в сутки — на время работы. Они вместе копаются в моторах, работают на одних и тех же станках,. монтируют один агрегат — и между ними возникает солидарность людей, делающих одно и то же дело, имеющих общую цель. Раньше в Африке эта солидарность объединяла людей одного клана, о'Дной деревни, одного племени. Сегодня выходец из Катанги и житель низовьев Конго трудятся вместе. Возвращаясь домой, эти люди снова окунаются в привычную обстановку той или другой племенной ячейки, языка, традиций: Но они принадлежат ей уже не до конца, не безраздельно. Дело тут не в том, что они выделяются УМЕНИЕМ среди своих соплеменников. И в старые времена в каждом племени были свои умельцы, люди, выделявшиеся знаниями, — кузнецы, знахари, плотники... Сегодняшние африканские рабочие отличаются от своих давних предшественников не только степенью квалификации, но и возникающим самосознанием, социальной и политической солидарностью совместно работающих людей, участников общего процесса труда на современном предприятии...

Конечно, цифры, характеризующие мощность гидроэлектростанции Инга на реке Конго — ГЭС, которая в ближайшие годы даст промышленный ток, а со временем станет одной из крупнейших в мире, — цифры эти ничего пока что не говорят воображению неграмотного жителя деревни или города. Но в его сознании обязательно произойдет маленькая революция, когда он увидит в своем доме электрическую лампочку, энергию для которой даст электростанция, находящаяся за тридевять земель от его родных мест. Промышленные предприятия в Африке — и прежде всего государственные, НАЦИОНАЛЬНЫЕ предприятия — становятся, понятием общенациональным, символом государства. Этого Африка раньше не знала...

Есть такие области общественной жизни, в которых процесс создания нации более управляем и более очевиден, — это народное образование, воспитание молодого поколения. Здесь этот процесс тоже вступает в острое противоречие со стихией племенной психологии, но шансов выйти победителем у него здесь много больше. Ныне маленькие граждане Республики Заир получают единое представление о мире. Они узнают, что их страна простирается от Атлантики до озера Танганьика, им рассказывают об истории республики, истории, которая началась одиннадцать лет назад, им говорят о том, что рознь делает людей слабыми, а единство — непобедимыми, их учат гордиться тем, что они граждане Заира...

И когда под грохот парадного оркестра эти малыши, сияя от счастья, гордо идут мимо трибун нестройными рядами, упоенно приплясывая в такт маршевой музыке, вразнобой размахивая руками, стоит подумать о том, что эта возможность почувствовать себя конголезцами дана им всего лишь одиннадцать лет назад...

У Африки все еще впереди.

РЫШАРД ВУЙЧИК, польский журналист

■ I

ЧУДАК из

Щецинка,

который

днём

шьёт, а

ночью изучает

небо.

щ I Щ словам, уже написан-Я % ным об Адаме Гедрысе, Я—Il-j написанным и опубликованным, к хору восторженных восклицаний в книге отзывов, к сердечным словам, содержащимся в адресованных ему письмах, я тоже хочу добавить свое самое искреннее изумление: необыкновенно живуч, фантастически многолик и жизнестоек этот «народец одержимых», неутомимо карабкающихся на недосягаемые хрустальные Горы фантазии! Я рад, что на моей репортерской тропе встретился еще один человек из этого племени: единственный среди польских портных астроном и единственный среди польских астрономов портной — Адам Гедрыс из Щецинка.

В солнечный апрельский день стучусь я в двери его мастерской, не зная еще, что выйду отсюда глубокой ночью лишь на следующий день. А до этого мне предстоит подняться по сту-

38