Вокруг света 1972-02, страница 57

Вокруг света 1972-02, страница 57

...Семь чудес света и семь дней недели, семь «смертных грехов» и семь «дней творения», семь цветов радуги и седьмое небо...

Почему цифра семь с каким-то неотвратимым постоянством цементирует множество с древнейших времен устоявшихся символов и понятий?

Существует ли какая-то единая первопричина такой устойчивости этой цифры?

Этой теме посвящено фундаментальное исследование советского ученого, кандидата исторических наук БОРИСА ФРОЛОВА. Кратким пересказом этого исследования мы открываем рубрику «Курьер «Вокруг света», которая будет знакомить с новыми научными публикациями, доступность которых для широкого круга читателей ограничена.

СВЕТА

Шбъяснений «магической» силы цифры семь за всю историю было сделано огромное множество. Но большинство из них мало отличалось от утверждений типа: «7 есть всемирное абсолютное число всех символов, ибо составлено из 3 и 4»; эта цифра — «синоним полноты», «совершенства», «высшая степень восхождения к познанию и премудрости», «выражает магическое могущество», а определение из «Толкового словаря волшебства и чародейства», вышедшего в прошлом веке, естественно, отсылает читателя за разъяснением к «божественному провидению».

Первую попытку научного анализа «магии семерки» дал в 1386 году казанский математик профессор А. Васильев. Он писал, что в основе этой магии лежит суеверие, ведущее свое начало от времен ассиро-вавилонских. Месопотамские жрецы, писал А. Васильев, накопившие большой опыт в наблюдении звездного неба и хода планет, смогли объяснить некоторые небесные явления и посему обожествили' пять видимых планет, Луну и Солнце. И именно поэтому много позже цифра семь перекочевала в христианский догмат о «семи днях творения», так как обладала уже к тому времени непререкаемым «магическим» авторитетом.

Действительно, число семь уже было священным в шумерских мифах: судьбы вселенной решают семь старших богов и богинь, перед подземным царством семь ворот, в самом подземном царстве судьбами умерших распоряжаются семь судей, всемирный потоп длится семь дней, а Южный ветер семь дней лежит недвижно, заживляя свои раны.

За истекшие со дня выступления Васильева десятилетия был предпринят еще ряд попыток объяснения популярности числа семь. Все эти объяснения исходили из того, что «магическая семерка» ведет свое летосчисление от древних цивилизаций Переднего Востока, то есть возраст ее всего около пяти тысячелетий. Французский исследователь Л. Ле-ви-Брюль, например, создает концепцию о так называемых «пралогических» представлениях древних. Рожденная однажды идея магического числа, утверждает исследователь, кочевала по всему миру, и люди подгоняли под это число разные количества явлений и объектов реального мира.

Первую брешь в таких пред-гавлениях пробили этнографические данные. Оказалось, •то мифология, легенды, премия народов Сибири и Даль-

вокрг~~

КУРЬЕР

него Востока, не имевших, по сути дела, никаких культурных связей с древнейшими цивилизациями шумеров или египтян, буквально насыщены таинственной цифрой семь. Причем народы различных языковых групп — а мы жаем, как разноязычие препятствовало культурным контактам, — вписывают ее в свой фольклор так, словно следуют какой-то единой и четкой системе. Число семь используется прежде всего для характеристики вселенной, космических процессов во времени и пространстве. Шкала времени подчинена этому числу — от семи дней до семи поколений. Измерения земных и космических пространств также подчинены семерке: ойроты и кеты насчитывают семь небес, чукчи — семь миров; семь земель у ненцев и энцев — доступный человеку предел протяжения мира; расстояние до неба, по преданию энцев, равно последовательному подъему семи орлов, при котором каждый орел видит предыдущего.

Пронизаны назойливой цифрой представления этих народов и о физической, духовной, социальной жизни человека. Орочский охотник, например, скажет, что его род основали семь человек. Нганасаны почитали семь матерей-прародительниц, верили, что все травы происходят от семи трав-родоначальниц и существует семь трав, исцеляющих от всех болезней. Широко распространено у народов Северной Азии представление о семи gyuiax человека и о решающем значении семерки в борьбе жизни и смерти: воскрешение через семь дней, гибель через семь лет и т. д.

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что аналогичные «магические семерки» прослеживаются у народов Новой Зеландии и Америки, Африки и Арктики.

Откуда же заимствовали все эти народы веру в магию цифры семь? Ведь культурными заимствованиями, как показали исследования, полностью это объяснить нельзя.

...В одной из витрин Отдела первобытной культуры Эрмитажа выставлена среди других изделий палеолитических охотников за мамонтами небольшая костяная пластинка со спиральными узорами, образованными высверленными углублениями. Вокруг центрального отверстия пластинки древний резчик выбил ямки, образующие большую спираль. Справа и слева от этой центральной спирали расположены симметрично спирали поменьше. Эта пластинка была найдена советским археологом и антропологом М. М. Герасимовым на палеолитиче

55