Вокруг света 1973-02, страница 31Л, МАРТЫНОВ КАК СЛЕДЫ НА ВОДЕ ... Три племени, о которых мы хотим рассказать вам, не связаны между собой ни происхождением, ни языком, ни обычаями. Огромные расстояния разделяют их — достаточно взглянуть на любую карту, чтобы убедиться в этом. Тем не менее есть в их образе жизни нечто общее, что дало возможность изучавшим их специалистам объединить эти племена под общим — полушутливым-полу-серьезным — названием «морские цыгане». Следует сразу же оговорить, что к настоящим цыганам они не имеют ни ма лейшего отношения. Толковый словарь дает нам разъяснение выражения «быть цыганом», «вести цыганскую жизнь»: «жить без пристанища, беь дома». Определение это в достаточной степени справедливое по отношению к цыганам во многих странах мира, объясняет, почему слово «цыган» приобрело нарицательный характер. В этом смысле оно по праву применимо к племенам мокенов, ведзо и баджао, о которых речь пойдет ниже. Все эти племена не имеют достоянного приста нища, и, говоря образным языком, «вечер каждого дня застает их на новом месте». Но странствуют они по морю. От-того-то и окрестили их «морскими цыганами». «Морскими цыганами» долго никто из ученых вообще не занимался, Отчасти потому, что в существование некоторых из них — например, мокенов — не верили, отчасти потому, что войти с ними в контакт, необходимый для изучения, не легче, чем задержать на воде след, оставленный их быстрыми лодками. МОКЕНЫ tl^l архипелаге Мергуи, что в Андаман-ском море, насчитывается сотни две ■• островов. Мы имеем в виду, естественно, острова более или менее крупные, мелких тут вообще никто не считал. Но все они — и крупные, и мелкие, и мельчайшие — необитаемы. От острова к острову скользят неслышно лодки мокенов, маленького и загадочного племени морских странников. Мокены ловят рыбу, охотятся на осьминогов и собирают раковины-жемчугоносицы. Мы уже писали в нашем №12 за 1970 год о мокенах, поэтому вряд ли стоит описывать подробнее их быт и занятия. Наверное, интереснее будет остановиться на том, почему мокены избегают любых контактов с посторонними людьми, почему боятся каждого чужого. Как мы уже говорили, мокены собирают жемчугоносные раковины. Мало кто сравнится с ними в этом промысле, а потому в любой мокен-ской лодке хранятся старательно завернутые в тряпки и листья жемчужины, которые могли бы составить честь витрине ювелирного магазина в любой части света. Зачем это богатство моке-нам, не знающим денег, мокенам, потребности которых еще совсем недавно были ограничены нехитрой едой, простейшими инструментами — ножами и гарпунами — да еще кусками ткани на скудную одежду? К сожалению, потребности эти ныне включают в себя и опиум. К нему приучили мокенов китайские и малайские торговцы, с великим терпением, шаг за шагом «осваивавшие» простодушных морских бродяг. Лодки торговцев следовали за мо-кенскими караванами, и каждый день торговец выменивал у мокенов рыбу и жемчуг за разные мелкие вещи, которые, разжигали в мокенах любопытство. Через некоторое время он предлагал мокенам опиум — сначала бесплатно, а потом... Потом все шло как по нотам. Торговцы любой национальности придерживаются в сношениях с мокенами трех неизменных правил: цены должны быть низкими; опиум поставляется только в небольших количествах (чтобы была постоянная его нехватка); мокенам надлежит внушать, что любой незнакомец — а представитель властей в особенности — страшен и опасен. Последнее условие выдерживать, кстати, нетрудно: нет-нет да и появляются в Андаманском море пираты, которым ничего не стоит перестрелять всех людей в мокенской лодке из-за пары жемчужин... И запуганные, темные, отравленные опиумом мокены боятся любого человека. Кроме своего «покровителя», в лодке которого всегда так много заманчивых вещей и у которого всегда найдется трубочка со сладким дымом... 29 |