Вокруг света 1973-04, страница 13

Вокруг света 1973-04, страница 13

гана 1еории географического прогноза глобального и регионального. Не зная закономерности развития географической среды нашей планеты в целом, нельзя верно решать и задачу местного прогноза Скажем, серьезный факт — наблюдаемое в последнее время увеличение количества углекислого газа в атмосфере Земли. Наверняка это влияет и на климат, но в какой мере? Ответ на этот и десятки других не менее острых вопросов можно получить, лишь построив теорию глобального прогноза. Одной из важнейших наших задач будет создание географического прогноза для Дальнего Востока, где наряду с крупными и развитыми территориально-экономическими комплексами возникнут в ближайшее время новые, часто в не тронутых человеком местах.

ЕСТЬ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ, РЯДОМ С БУХТОЙ, ПЛОЩАДЬ ВОКЗАЛОВ. Каждый, кто приезжает в город или уезжает из него, не минует ее. И в два часа ночи на ней народ, и в шесть утра черно от людей. Любопытно побродить по площади, всматриваясь в лица отъезжающих, отплывающих, улетающих. На лицах не видно волнения, которое приходит к людям перед дальней дорогой, не чувствуется тревожного ожидания последнего звонка, — быть может, оттого, что поездки для владивостокцев дело привычное, или оттого, что самая дальняя когда-то дорога стала такой короткой, что можно отправляться в путь с одним портфелем.

Мне вспомнилась дороги сюда. Мы вылетели из Москвы в шесть вечера Когда часов в девят. в салоне выключили свет, стали видны серое небо и одна яркая зеленоватая звезда. Это были самые темные мгновенья полета, ночь сократилась для нас до этих считанных минут мы летели навстречу дню, и ночь уже прошла над этой землей, уходя на запад. В серой гряде туч мелькнуло пятнышко, оно было цвета расплавленного металла и все росло, росло, пока не ослепило салон самолета. Люди оживились. Потянуло дымком «Беломора», и послышался неторопливый северный говор (этот же голос прощался перед отлетом: «Дам радиограмму с моря»); быстро-весело с московским аканьем заговорили мои соседки о защите какой-то диссертации; пожилая дородная украинка проверяла, цела ли баночка с рассадой. Покачивались в сетках военные и морские фуражки, авоськи с апельсинами. И вот в восемь утра наш самолетный мирок растворился на привокзальной площади.

Здесь, на берегу Золотого Рога, у самого пирса не пахнет ни рыбой, ни морем. Но мальчишки упрямо сидят на борту баркаса и ловят красноперок на ракушку. А за их спинами — грохот составов, скрип кранов... Бухта Золотой Рог — это перевалочный пункт, где грузы, приходящие по железной дороге со всей страны, отправляют судами на Камчатку и Сахалин, на Чукотку и в Арктику. Такой уж это город, Владивосток. Здесь обрывает свой долгий бег Транссибирская железная дорога. Дальше — океан...

11