Вокруг света 1973-05, страница 17

Вокруг света 1973-05, страница 17

этого нужно было хорошо знать довоенные читинские улицы. Зато другие адреса в этой книжке прочли полностью:

«Шилка. Профсоюзная, д. 9, кв. 58 КИМ

ст. Шилка им. Молотова ж/д сред, школа 835

Школа Нагорная ул. 8». Тронов показывает нам два новых фотоснимка. Один — совсем маленький обрывок документа, но записи в нем любопытны. В левом углу листка какой-то список-» На другом клочке читается только: «2. Радио — 17... Связь — 14». Причем все эти цифры не раз, как видно, переправлялись (см. фото).

Что это, время суток или число человек? Пожалуй, последнее. Тогда можно предположить, что обрывок относился к организации внутригарнизонной службы подземной крепости. Кто-то сидел с карандашом и расписывал бойцов. Столько-то человек — разведка, столько-то — наряд... Но почему так много людей выделялось на связь? И что такое «радио —17»?

Может быть, это не распределение, а учет красноармейцев? Тогда почему «наряд — 11 ч.»? Какую ни выбери версию, сразу же возникают вопросы, которые ее перечеркивают.

...Все эти документы мы нашли недалеко от того места, где были обнаружены остатки армейской радиостанции, микрофон, обрывки «аппаратного журнала радиостанции».

И еще один листок из той же записной книжки. Может быть, он прояснит первую запись (см. фото)? И здесь опять радио!

Но что это? Скорее всего код. Закодированная для памяти запись с повторяющимися гарнитурами цифр: 89, 123, 67, 13, 45.

Есть в этой записной книжке страничка с тригонометрическими формулами (по всей видимости, формулы вычисления угла прицеливания при бомбометании), есть листок с условным обозначением движения походной колонны с боковым охранением и головным дозором мотоциклистов. Есть перечень упражнений по бомбометанию с разной высоты, в том числе с бреющего полета. На этом листке можно прочесть фамилии: «Зеленин... инструктор Куракин... инстр. Петров...»

Тронов показывает мне эмблем-ный нарукавный знак с крылышками и пропеллером. Этот знак лежал, оказывается, в одном куске земли вместе с книжкой. Но кем был человек, который носил

на рукаве гимнастерки «крылышки» и учился когда-то у инструкторов Зеленина, Петрова, Куракина? Радистом, летчиком?

У него был красивый и броский почерк. И там, где он не торопился, это особенно хорошо видно. И если справедливо утверждение, что почерк — характер человека, то у этого человека был волевой и веселый характер.

Сопоставляя и анализируя записи, можно предположить, что он был курсантом летного училища и учился на военного штурмана или радиста. А может быть, на штурмана и радиста одновременно и в Аджимушкае был радистом. Известно, что в Аджи-мушкайских каменоломнях сражались и будущие авиаторы, курсанты, те, кого застал май 1942 года на Крымском фронте. Маленькая записная книжка лишнее тому п о д тв е р ж д е н и е.

...Этот солдатский (первый из найденных экспедицией) медальон — черный пластмассовый патрончик — нашла Валя Галиева из одесского отряда «Поиск». Мы осторожно отвинтили головку. Из патрончика выглядывал плотный комок бумаги. Но он не был похож на обычную трафаретную бумажную ленту, которая, как правило, вкладывалась в патрончик. Может быть, записка?

В лаборатории технической экспертизы специалисты Татьяна Панферова и Вячеслав Тронов с максимальными предосторожностями вынули бумажный жгут. Но работать с ним было невозможно. За три десятка лет бумага превратилась в плотную массу, и ее было так же сложно развернуть, не повредив, как, к примеру, развернуть макаронную трубочку.

Пришлось сначала размачивать комок и потом закреплять. Высохший после раствора хлороформа клочок бумаги стал гибким, перестал рассыпаться.

— До него можно стало дотрагиваться, — говорит Тронов.

Но желтый клочок бумаги оставался совершенно чистым.

И снова была применена инфракрасная люминесценция, и клочок бумаги из солдатского медальона ожил.

Как мы и предполагали, это была записка. На одной стороне было написано:

«Сообщите о моей гибели.

(С)амсоненко Григория Емелья-новича».

На обратной стороне:

«Саратовская область.... Кр-Кут район Р (у)*днянский сельсовет Самсоненко Клавдия Федоровна».

Недостающую букву в названии сельсовета подсказал «Административный справочник РСФСР».

Больше сказала специалистам и красноармейская книжка солдата Фонарева, о которой уже писал журнал. Но сначала мы неправильно прочитали его имя и отчество. Это необходимо исправить. Был Фонарев не Николаем Ионовичем, а Дмитрием Нилови-чем. Служил \в запасном толку, во 2-й роте, а жил до войны в Ярославской области, в Рыбинском районе...

Дальше удалось прочесть: «...очн... пос-совет ...рпичный завод... Журавлева Нина Павловна...»

Какой завод, догадаться было нетрудно. А название поселкового Совета подсказала (карта Ярославской области. Дома мы взяли обыкновенную школьную линейку и, постепенно передвигая ее сверху вниз по карте, прочитали все названия населенных пунктов области. На берегу Волги между Ярославлем и Рыбинском есть небольшой поселок. Название его Песочное. Оттуда, видимо, и был родом солдат Дмитрий Фонарев.

И еще с одной неожиданной находкой познакомили нас сотрудники института. Оказывается, экспедицией была найдена кандидатская карточка одного из защитников Аджимушкая. И специалистам удалось не только прочесть фамилию человека, но и восстановить его фотографию.

Им был Караджян А(га)вард Аветисович, 1?12 года рождения. А кандидатская карточка за номером (3)08950(3) была выдана ему Богдановским РК КП(б) Грузии уже во время войны, 21 июля 1941 года.

Больше об этом человеке, к сожалению, ничего не известно.

Пока разобрано почти все написанное на бумаге, где на ней не было механических повреждений, обрывов. Через тридцать лет из земли, из бумаги, которая смешалась с землей и, расплюснутая, лежала под обломками, удалось выявить ФАМИЛИИ, СЛОВА, МЫСЛИ ЛЮДЕЙ.

Что же ждет исследователей, которым удастся наконец проникнуть в главную тайну Аджимушкая и отыскать архив подземного гарнизона, который его защитники прятали специально?

ts