Вокруг света 1973-05, страница 46буются специальные меры, что бы уберечь их от исчезновения и вырождения. Формула «взят на учет и охраняется государством как ценный памятник культуры» по японскому законодательству по охране национального культурного достояния применяется не только к старинным дворцам и храмам, но и к целым производствам и даже к отдельным мастерам и мастерским. В числе их и одна из немногих оставшихся в стране мастерская знаменитых самурайских мечей. В сувенирных и антикварных магазинах больших японских городов можно увидеть рекламу, написанную на английском языке и, следовательно, адресованную иностранцам, с приглашением купить непревзойденные японские клинки. В далекое прошлое ушли времена, когда под страхом смертной казни запрещалось вывозить из страны мечи. Запрет этот обосновывался мистически: меч с древнейших времен был священной для японца вещью, в нем воплощалось достоинство самурая, унаследованное от предков. Но у запрета были и более прозаические причины: любой феодальный правитель хотел, чтобы его воины вооружены были лучше соседских, а японские клинки действительно были лучшими на всем Востоке Несмотря на запреты, их все же вывозили — контрабандой, с опасностью для жизни, — и оттого цена неимоверно вырастала. Те мечи, которые можно видеть на нынешних витринах, конечно, не подлинные старинные клинки, мало кому доступные по цене. Это клинки современного производства, но сделаны они скрупулезно, по древним правилам и не уступают старинным поистине чудесными свойствами своей стали. Япония бедна рудами металлов, и железо здесь исстари выплавляли не из обычной железной руды, а из железистых песков россыпных месторождений. Пески беднее железом, чем любая другая руда, и плавить их труднее, но естественные микропримеси редких металлов, которые содержатся в них, сами по себе обеспечивали японской стали многочисленные достоинства. Выплавленное из песков кричное железо проковывали в прутья и закапывали в болотистых местах. Время от времени его выкапывали и снова зарывали, и так — восемь лет. Насыщенная солями и кислота- БИОГРАФИЯ РЕМЕСЛА Так обрабатывают листовой металл с XIII века. Узор булатной стали. «Якиба» — обожженная зона —» возникает на клинке после многократной сварки и ковки. Мифологический герой Секи, затачивающий клинок (старинная японская гравюра). |