Вокруг света 1973-05, страница 52

Вокруг света 1973-05, страница 52

который те или иные животные не могли бы воспринять. Причем воспринять, очевидно, тоньше и лучше, чем многие, если не все, современные сейсмопри-боры.

Рассмотрим теперь более конкретный случай. Предположим, что предупредительным сигналом о надвигающемся бедствии для животных служит «голос» недр — инфразвук, и только он один (хотя, конечно, не только он один).

Что многие животные хорошо слышат недоступный человеку инфразвук — в этом нет никаких сомнений. Но тут возникает каверзный вопрос. Слабые землетрясения постоянно сотрясают почву. Животные, особенно в сейсмических районах, часто слышат инфразвуки. Как же они выделяют те, которые несут весть об опасности? Возможно ли такое выделение вообще?

На этот вопрос дает ответ медуза. Доказано, что она уходит накануне шторма от берега потому, что заранее воспринимает возбужденный штормом инфразвук. Не вообще инфразвук, а вполне определенный. И это понятно. Не будь у медуз такого «прибора оповещения», жестокая расплата не заставила бы ждать.

Землетрясение, моретрясение для тех или иных рыб бедствие никак не меньшее, чем для медуз шторм. Было бы очень странно, если бы у них не развилось восприятие, сходное

с восприятием медуз. Но землетрясение — бедствие и для животных суши. Если они слышат инфразвук, но не воспринимают заключенный в нем сигнал опасности, то это так же странно, как если бы человек не отличал скрип двери от поскрипывания готовых рухнуть балок.

Тут можно высказать такую гипотезу: лучше всего развито «предчувствие» землетрясений или извержения вулканов у тех видов, которые, во-первых, являются исконными обитателями (эндемиками) сейсмически опасных районов, а во-вторых, имеют древнюю, связанную именно с этими районами эволюционную историю. Они издавна и постоянно сталкиваются с опасностью землетрясений, как медуза с угрозой шторма, и у них более всего должны быть поэтому развиты «прогностические способности». Изучением таких животных и следует прежде всего заняться.

Заняться не только затем, чтобы использовать их в роли «сторожа землетрясений» Тут открываются интереснейшие возможности создания самых разных бионических приборов, работающих по патенту природы. Такие работы уже идут. Например, в печати сообщалось, что группа сотрудников ВНИИ геофизики и группа сотрудников Института морфологии животных ведет опыты по разработке сейсмоприемника, действующего по принципу сейсмоприемника рыб. Но, раз

умеется, проблема такова, что она требует еще более широкого содружества биологов, инженеров, сейсмологов.

«...Я за то, — говорит в этой связи видный советский геофизик член-корреспондент АН СССР Е. Ф. Саваренский,— чтобы изучать поведение животных перед подземными толчками. Конечно, такие исследования нелегко поставить. Очень важно смоделировать те чувствительные органы животных, которые воспринимают какие-то сигналы из иедр в связи с происходящими там деформациями и микроземлетрясениями и свидетельствуют о надвигающемся бедствии. Тогда сейсмологи смогли бы обойтись без ^слуг самих животных...»

Само собой разумеется, что это направление не исключает и не умаляет значения других, так сказать, традиционных и менее, что ли, «экзотических» подходов к проблеме прогнозирования землетрясений и вулканических катастроф. Просто не мешает помнить, что есть в природе (достаточно мы юьорили о животных!) такое растение — королевская примула. Она растет на Яве, причем только на склонах вулканов. Заметив, что королевская примула расцвела, жители деревень, расположенных на склонах вулкана, всегда покидают свои дома и уходят в безопасное место. Всегда, ибо примула расцветает только накануне извержения вулкана, и она еще ни разу не ошиблась.

ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ

СМЕРЧ В СОЧИ

6 сентября 1972 года близ Сочи один за другим появились темные воронкообразные столбы, которые тут же двинулись вдоль побережья.

То были смерчи — интересное и относительно редкое в наших широтах явление природы. Смерч — это мощный вертикальный вихрь воздуха, иногда имеющий в диаметре несколько десятков метров. Он зарождается в период неустойчивой погоды и обладает большой энергией: сила восходящего потока в нем порой настолько велика, что иной смерч способен подхватить некрупное судно и отбросить его в сторону. К счастью, такие смерчи бывают нечасто.

Сочи — это тот район нашей страны, где смерчи можно наблюдать едва ли не каждый год в конце августа, сентябре. Но, как правило, они здесь не отличаются разрушительной мощью.

А. СВАНИДЗЕ Фото автора