Вокруг света 1973-05, страница 59I долгое время путешествовавшего по Индии и Центральной Азии в VII веке. Его ревностный интерес и благоговение ко всему, что касалось буддизма, ученость и пунктуальная наблюдательность делают его сообщение очень ценным. «На востоке этой страны был горный хребет с кряжами один над другим, с ярусами пиков и с чистыми вершинами. Здесь был монастырь, нижние помещения которого находились в темном ущелье. Его величественные залы и глубокие пещеры высечены в отвесе скалы, а ряды его зал и расположенных этажами террас имели отвесную скалу позади, выходя передними фасадами к лощине. Этот монастырь был построен Ачалой из Западной Индии... Среди обителей монастыря был большой храм, свыше 30 метров высоты, в котором находилось каменное изображение Будды, более 21 метра вышины. Его увенчивали балдахины в семь ярусов, не прикрепленные и ничем не поддерживаемые, с промежутками между ними почти в один метр. На стенах этого храма изображены события из жизни Будды как бодхисаттвы, включая обстоятельства достижения им «бод-хи» (просветленного знания. — С. Т.) и его ухода; все великое и малое было здесь начертано. За воротами монастыря, на обеих сторонах — северной и южной, было по каменному слону...» Надпись в 26-й пещере, относящаяся к периоду между 450 и 525 годами, подтверждает создание «скалистого дома» почтенным мудрецом Ачалой. Описание Сюань Цзяна теперь не вполне ясно — очевидно, монастырских и храмовых помещений и скульптур в Ад-жанте было гораздо больше. По-видимому, обвалы берега и другие разрушения уничтожили многое из того, что он описывает. Возможно, что тут были и большие деревянные постройки на берегу реки. Упомянутые Сюань Цзяном каменные слоны, вероятно, те, что стоят у начала лестницы, ведущей к 16-й пещере, созданной около 500 года. Но «этажей террас» и храма тридцатиметровой высоты с громадной статуей Будды теперь нет. Очевидно, современные пещеры являются лишь частью первоначального архитектурного ансамбля. Все пещеры не так велики, но кажутся внушительными, так как свет доходит преломленным через вход и рассеивается, скрадывая границы пространства тенями: игра света и тени всегда искусно использовалась в индийской архитектуре и скульптуре. В центре виха-ры квадратный зал, окруженный со всех сторон шестнадцатью гранеными колоннами на квадратных базисах; мощные, но изящно и тонко обработанные стволы украшены каннелюрами. Вокруг колонн проходит галерея, из которой входы ведут в кельи, окружающие зал с трех сторон. В стене напротив входа, за галереей, вырублено прямоугольное святилище со скульптурой. Человек, находящийся в глубинах таких пещер, чувствовал себя отрезанным от всего мира: массив скалы надежно защищал от резкого воздействия окружающей природной среды и климатических перемен, от времени суток... Отшельники Индии недаром считали пещеры наиболее пригодными для жизни, полной сосредоточенности. Здесь создавалась для этого идеальная физическая и психологическая среда. Храмы — чайтья — были совсем иного плана. Вход вел в прямоугольный удлиненный зал, разделенный продольно двумя рядами колонн на три нефа. На дальнем конце центрального нефа колонны окружали небольшую, тоже монолитную ступу в виде полусферы на высоком постаменте с рельефным изображением Будды на нем. Это был как бы алтарь для поклонения. Вход в чайтья оформлен портиком на колоннах, а над ним прорублено огромное «солнечное окно» — главный источник света в храме. В пещерных чайтья очень заметно подражание формам и деталям деревянных построек: на потолке храмов сделаны ложные ребра. Живописи гораздо больше в помещениях сангхарама, чем в храмах Она полна назидания о пути достижения Буддой просветления и о его прежних 1 Не могу не сказать об одной из загадок живописи Аджанты: как художники могли писать в полутьме пещер? Предполагается, что они пользовались светом, отраженным с помощью металлических зеркал. Более интересно другое: часть росписей исполнена светящимися красками! Это было для меня неожиданно, нигде об этом не пришлось ни читать, ни слышать. Проводник привел нас к пещере начала VI века, к группе женских полуобнаженных фигур и сказал: «После того как я выключу электрический жизнях, когда он воплощался в образе животных и людей. Об этом повествуют джатаки, представляющие народный фольклор, изобилующий бытовыми и легендарными сюжетами, баснями, в которых отображена народная житейская мудрость, историческими данными и поэтической фантазией. Однако весь материал для изображения этих сюжетов художники брали из окружающей их действительности. Живопись отражает состояние индийского искусства их времени и жизнь в огромных культурных государствах Индии V — VII веков, поддерживавших тесные торговые связи со многими странами. Эта живопись, буддийская по содержанию, глубоко народна по своему духу и проникнута великим гуманизмом. Аджан-та — подлинная энциклопедия индийской жизни того времени. Правдиво и красочно показана пышная природа страны, ее растительный и животный мир, жизнь которого в понимании индийца неотделима от человека. Перед восхищенным зрителем проходит быт всех слоев индийского общества. Мы видим красочные сцены во дворцах, хижинах, на лоне природы. Перед нами раджи, танцовщицы, монахи, полководцы, «гении сфер» в виде прекрасных женщин, небесные музыканты — киннары — полулюди-полуптицы с музыкальными инструментами в руках — глубоко опоэтизированные создания народной фантазии. Из городских ворот выходят пышные процессии, влюбленные пары видны в помещениях, девушки на качелях, дети, играющие дома, и среди них и сам мальчик Будда, когда он был принцем Сиддхарт-хой Гаутамой; изображен прием послов персидского шаха Хосро-ва II царем Пулакешином II династии Чалукья, правившим в 610—624 годах. Для историка и этнографа росписи дают ценнейший материал: в них можно различить не только многие племена самой Индии, но и представителей ря- свет, первое время вы не будете видеть ничего, так как в это место пещеры свет от двери совсем ре доходит. Когда ваши глаза привыкнут к темноте, постепенно из нее выступят эти фигуры, и они будут напоминать изваяния из мрамора». Точно так и было. С удивлением мы увидели появление фигур из темноты, и они действительно уже казались не написанными на плоскости, а слегка отделившимися от нее скульптурами! Мы не знаем объяснения этому удивительному эффекту свечения красок. Предполагают, что в них добавлена известь (прим. автора). 56
|