Вокруг света 1973-06, страница 21^ ПОЙГЫН —копье. В свое время с ним ходили на медведя. Сейчас это лишь память о прошлом. А вот без колотушки ни один рыбак и теперь не пойдет на реку. Без нее такую вот, среднего размера, чавычу. которую поймал Дмитрий Тололо, голыми руками из сети не вытащишь. — Здравствуй, Сережа! — в тон ему отвечал я. — Здорово, старик! Но Тналхут ограничился «Э». Он относился к Сергею критически и не упускал случая выразить это Постучав сколько положено вы бивалками по одежде, оба втиснулись в палатку, начались рукопожатия и расспросы. Я вылез наружу и, развязав на своей нарте груз, достал свечки, галет, сахару... Кечигвантин то и дело напевала «Миронов, Миронов». На столике появилось мясо. От разогревшейся печки стали тепло, мужчины сбросили кухлянки. Все разговаривали, рассказывали что-то, разговор, как обычно, шел на корякско-чукотском языке (Тынытегин и Проха были ЯЯНГА (по-корякски), или яранга (по-чукотски) традиционное жилище оленеводов. Сегодня Ачайваям мало чем отличается от других типовых поселков: стандартные двух- и четырехквартирные дома, размеченная, как по линейке, главная улица.. Только сверху, когда самолет ложится на крыло, неожиданно видишь вокруг похожих на огородные грядки строений поселка свободно и незаметно вписанные в пейзаж тундры купола яранг. Оленеводы, кочующие со стадами по просторам тундры, не расстаются с ярангами. В этом есть своя логика: в любом месте можно быстро поставить дом, для ▼ которого нужны лишь шесты и оленьи шкуры. ЮКОЛА вяленая рыба. В обязанности мужчин входит добыча рыбы, а женщины вялят ее на свежем ветерке, заготовляют впрок. Такова традиция. Без юколы трудно представить пищу оленеводов. Дают юколу и собакам. Однако получают они ее только зимой; летом заботиться о пропитании им приходится самостоятельно.
|