Вокруг света 1973-10, страница 26гда тепло. В зимние месяцы, когда долина завалена снегом, а по склонам метут метели, огонь в очаге поддерживается целый день. И по древней традиции хранительницей этого очага является женщина. Женщина... Здесь, в горной изолированной долине, ее участь оказалась несколько иной. Матриархальное прошлое дает о себе знать на каждом шагу. Мать, работница, жрица, глава семьи... «Женщина Кулу правит своим мужем», — писал один английский наблюдатель в прошлом веке. А в некоторых случаях, я бы добавила, и мужьями. Примеры полиандрии — многомужества — сохранились и цо сих пор. Сосед ний район Тибета, как известно, долго практиковал эту форму матриархального брака. Правда, со временем мужчины Кулу, добившись «освобождения», сумели заменить полиандрию полигамией — многоженством. Но они еще не посягнули на традиционную свободу своих женщин. И поэтому женщины здесь лишены некоторых качеств, присущих их цивилизованным сестрам. Они держат себя свободно и независимо. Сильные и смелые, они уходят далеко в горные леса собирать ягоды, коренья, грибы, целебные травы. Они работают в поле, пасут скот, управляют семьей. Никто в Кулу не станет смеяться над мужчиной, спрашивающим со вета у своей жены. Не будут показывать пальцем на человека, покорно выполняющего ее распоряжение. Чисто мужская компания вызывает у каннетов недоумение. «А где же ваши женщины?» — интересуются они. Даже чакти или сур — местное пиво — пьют всегда вместе с женщинами. Такая привязанность мужчин к своим женщинам, однако, не уберегает первых от измен последних Свобода женщины, сохранившаяся от матриархальных времен, дает ей возможность и свободно распоряжаться своими привязанностями. Уход от мужа — событие, не влекущее за собой никаких особых последствий. Развод — процедура про Рога украшают вход в храм богини в Манами |